Главная » 2021 » Февраль » 4 » «Ремесла Югры» - Ткачество
10:59
«Ремесла Югры» - Ткачество

Рубрика «Ремесла Югры» - Ткачество

Рубрика «Ремесла Югры» - Ткачество

Рубрика «Ремесла Югры» - Ткачество

Рубрика «Ремесла Югры» - Ткачество

Рубрика «Ремесла Югры» - Ткачество

Добрый день, дорогие друзья!

Ткачество является традиционным женским заняти­ем как коренного населения - хантов и манси. При этом для обских угров в большей степени характерно использование для производства тка­ни крапивных ниток (крапивное ткачество).

     Весь технологический процесс изготовления крапивных тканей включает в себя несколько последовательных этапов:

1)Обработка сырья.

2) Получение пряжи.

3) Растяжение нитей на приспособлении для ткачества.

4) Изготовление полотна ткани на станке.

     Первый технологический цикл- обработка сырья, которая получила название обработки крапивой «остяцким способом». Известно, что стебли крапивы срезались в сентябре при утренних заморозках, в течение зимы стебли сушились, а весной начиналась ее обработка. Первоначально стебли крапивы разрезались вдоль деревянной палочкой, древесная сердцевина выламывалась, а волокно с кострикой толклось в течение двух часов деревянным пестиком или обрабатывалось трепалом на бревне в течение 30 минут.

     Полученные таким образом очищенные волокна (кудель) пряли с использованием веретена с напряслицем традиционным способом. При этом получали пряжу различной тонины - от очень тонкой до толстой, в зависимости от того, для чего она была предназначена.

     Ханты и манси плели из крапивы сети, мережи и ткали полотно.

     Готовую пряжу наматывали на катушки или сматывали в мотки. Снование нитей для станков производили на стене с помощью специальных колышков и растягивали, таким образом, на необходимую длину. Затем подготовленные нити сновали на станок по определенному алгоритму.

     Использовался и был многократно описан как традиционный для ханты и манси горизонтальный ткацкий станок с двумя  нитченками и двумя подножками. Кроме этих двух деталей – нитченок и подножек- на станке использовалось бедро, которое играло роль нитеразделителя  и приспособления для прибивания нитей после прокладывания утка. Кроме деталей, традиционных для такого типа станка, имелись шумящие подвески, которые выполняли не технологическую функцию, но так, же весьма важную роль при изготовлении полотна - отгоняли злых духов и оберегали от них создаваемую ткань.  На таком станке производилась ткань полотняного переплетения с равномерной плотностью, так как расстояние между нитями основы фиксируется с помощью берда, бердо так же прибивает уточные нити.

     По Иртышу, в южных районах округа, ткали крапивное полотно для нательной одежды. На север от Березова ткачества не знали. К 1910 году ткачеством в Ханты-Мансийском округе занималось едва ли 15—20 мастериц. К нашему времени оно угасло совершенно. Однако представленные во многих музеях нашей страны образцы тканого полотна из крапивы говорят о большом умении хантыйских женщин. В более позднее время, видимо, под влиянием русских наряду с крапивой стали обрабатывать коноплю и лен. Но по-прежнему предпочтение отдавалось крапиве ввиду ее прочности и способности хранить тепло. Крапивное полотно боится только излишней влаги.

Материал подготовила методист МБУК «Музей истории и ремёсел Советского района» Трухнова Н.А.


No Canvas Support?
Категория: Сегодня | Просмотров: 784 | Добавил: muzeu493 | Теги: творчество, хобби, ткачество | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar