Главная » 2022 » Март » 17 » Рубрика "Традиции в глине" - «Удмуртская игрушка»
16:16
Рубрика "Традиции в глине" - «Удмуртская игрушка»

Удмуртский край является частью Среднего Поволжья и Приуралья.

Удмурты – очень музыкальный народ. Песня и музыка были отдушиной человека, отдающего себя без остатка земле и семье. На основании материалов археологических раскопок доказано, что музыкальные инструменты существовали у предков удмуртов.

Игрушки - музыкальные инструменты сложно отнести к какой-то одной группе: они являются и игрушкой для забавы и служат мощной обрядовой вещью. Хотя, отчасти, все игрушки удмуртов являются оберегами. Свистульки (шуланы), колокольчики (жин-жин), чипсоны (манок) – могли изображать различных птиц, обладали относительно большим диапазоном тонов, украшались орнаментами

Шулан - это глиняная игрушка-свистулька, которая пришла в наши дни из глубокой древности, с тех времен, когда удмурты молились еще многочисленным богам и использовали звук шулана в ритуальных целях. Такую игрушку изготавливали чаще всего в виде утки, потому, что по легенде именно утка помогла Инмару, всевышнему божеству, достать со дна океана песчинки для создания Земли.

Интересно, что слово «шулан» и «шулдыр» (веселый) имеют однокоренное происхождение и звук, издаваемый этой игрушкой, это мелодичный «шу-у-у». Свистульку изготавливали размером примерно 100-120 мм. Шулан имел до 6 игровых отверстий. Изготовлялись из глины, которую добывали рядом с деревней. Лепили, как правило, сами исполнители, а также мастера, занимающиеся гончарным помыслом. Иногда его украшали и покрывали лаком.

Эта игрушка могла являться оберегом для своего хозяина. Звучание шулана должно было прогонять нечисть и привлекать положительную энергию. На шуланах играли во время и после посева («гырдонбыдтон»), провожали лед («йокелян») и встречали первых птиц. На праздниках он выступал сопровождением к крезьям. Шулан использовался женщинами для связи с другими семьями во время войны, когда было мало мужчин. Таким образом, предупреждалось об опасности. Также использовались при работе в лесах, пересвистываясь друг с другом или чтобы не терять детей во время работы. Под пенье «утушки» (шулана) водили хороводы, парни выбирали себе невест, тогда же устраивали свадьбы, а жениха и невесту величали селезнем и утушкой

Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты две фигурки – это конь и птица. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия.

Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например:

* красный, означал огонь;

* жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца;

*зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос;

*белый издавна считался символом чистоты.

Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей.

Девятнадцать лет назад на берегу Камы в Каракулинском районе было открыто древнее капище с глиняными женскими фигурками богинь-матерей. Кукла по-удмуртски – муне, что означает «сделана из земли», то есть из глины. Еще не так давно во время языческих молений удмурты деревни Кузебаево Алнашского района ставили такие фигурки в святилищах. Образы глиняных божков развивают и современные мастера.

Да, удмуртская игрушка самобытна. Пусть у некоторых ее видов есть аналоги, но она неповторима в своем роде. За прошлым игрушки и удмуртского этноса стоит мощная мифологическая основополагающая. Вера в сверхъестественное помогала удмуртам развиваться, оставаясь самими собой.

Источники:

  • Меньшикова В.В.  «Удмуртская игрушка как часть культурного наследия удмуртов»

 

Материал подготовила – Алексеева Н.Ю., методист ОДПТ МБУК «Музей истории и ремесел Советского района».

 


No Canvas Support?
Категория: Год культурного наследия народов России | Просмотров: 1360 | Добавил: muzeu493 | Теги: ХМАО, Советский, Музей | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar