Главная » 2021 » Март » 1 » "Традиции в глине" - «Романовская игрушка»
14:37
"Традиции в глине" - «Романовская игрушка»
  • Место и время зарождения

Романовская игрушка получила свое название от одноименного села Романово, расположенного в 15 км от Липецка, и которое возникло еще в XVI веке. Позднее село поделилось на части и та часть, к которой относят романовскую игрушку, стала называться село Троицкое.

В XVI в. на земли Липецкого района, принадлежавшие боярам Романовым, были переселены крестьяне из с. Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии. Возможно, они-то и принесли гончарное ремесло на новые земли, богатые разнообразной глиной (черной, белой, красной, желтой).

Наиболее ранние игрушки датируются концом ХIХ века, которые до сих пор находят местные жители в земле. Зола из печей служила, как удобрение. Вместе с золой в землю попадали осколки игрушек и посуды. В XIX веке, почти в каждом дворе села Романово стояли горны для обжига гончарных изделий. Крестьяне делали из глины посуду и игрушки-свистульки, часть для себя, а часть продавали.

Не часто бывает, чтобы изготовление игрушек выделилось в отдельный промысел, но с «романушкой» произошло именно так. Романовская игрушка ценилась: ее охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки. За пределами области игрушки стали известны благодаря скупщикам, развозившим изделия по губерниям.

 В конце XIX в. игрушки меняются и по форме, и по содержанию. Простые свистульки увеличиваются в размерах, нередко до 30-40 см высотой. У петуха появляется высокий гребень причудливой формы, красивое оперение, нарисованное палочкой по сырой глине. Раскраска становится яркой, сочной, броской. Это уже не просто игрушка, а нарядная декоративная статуэтка.

В послереволюционные годы гончарное ремесло стало угасать, так как упал интерес к народному искусству. В 1929-30 гг. советская власть в селах стала закрывать церкви, запрещать лепить игрушки на продажу. Почти все мастера-гончары закопали в своих огородах обжиговые горны, а с тех, кто продолжал заниматься промыслом, взимали большие налоги. Во время Великой Отечественной войны мастерам романовского промысла приходилось заниматься только гончарством, поскольку посуда на тот момент была востребована больше, чем глиняная игрушка. И лишь благодаря усилиям местных мастеров, которых остались считанные единицы, удалось сохранить секреты старинного ремесла. После войны романовской керамикой занимались дворовые хозяйства из династии Митиных-Блиновых, Царьковы, Силипковы.

В селе Троицкое находится единственный в области «Центр романовской игрушки», основанный в 1986 году Виктором Маркиным. Народный мастер России, член Союза художников, он воссоздал и продолжил традиции древнего ремесла липецкого края – романовской игрушки – и уже более двадцати лет обучает искусству создавать глиняные фигурки молодое поколение. Виктор Маркин обучался ремеслу у потомственного гончара Ивана Фёдоровича Гункина, который был безусловным мастером своего дела. Иван Гункин умер в 1997 году, оставив богатое наследство: несколько его собственных сюжетов романовской игрушки стали классикой этого ремесла. Виктор Маркин также ввел новые сюжеты в образ романовской игрушки. Например, Сирин – птица счастья. Это полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. Сирин и её противоположность – Алконост являются традиционным изобразительным сюжетом русского искусства. Сейчас другие мастера берут птицу счастья Маркина как образец. Его птица сирин, которую до него никто не делал, - авторская находка. В ней он сочетает образ женщины-романушки и птицы.

  • Отличительные черты

Романовская игрушка привлекает своей простотой и непринужденностью. Она имеет округлые формы и нарядно декорирована с помощью засечек, гравировки и раскраски в два-три цвета. Романовская глиняная игрушка всегда была музыкальной. Это настоящие окарины, на которых можно наигрывать мелодии. Обычно свистульки имеют от двух до шести–восьми отверстий.

В 1910–1920-е годы липецкие свистульки делали сильно увеличенными в размерах. Свистки, скрытые в хвостах глиняных зверей, – больше дань традиции, чем приспособление для извлечения звуков. Массивные тела стоят на четырёх конических ножках, и только рога служат своего рода знаком отличия. Традиционные приёмы насечек и проколов палочкой дополнились характерными деталями – кругами обводкой вокруг глаз и росписью поверх поливы.

Интересен образ птиц и животных в игрушках. Особенность их декора — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Фантастическое зрелище — липецкие глиняные птицы. Они совершенно непохожи на скромные свистульки, театрально богаты в своих нарядах и пышном оперении, которое полукружьями расстилается по земле. Зачастую значительны по размерам: их длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги, а массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки. Архаичные женские образы лаконичны в формах, декорируются минимально, лица – условной лепки. Ребеночек, словно червячок, глаза, сделанные проколом стека – эти женщины несут свою особенную красоту из глубины веков.

Раскрашивается игрушка двумя способами: поливой и масляными красками. Полива бывает жёлто-зелёная, зелёная, коричневая. Позднее на смену поливе пришли разнообразные краски: красные, бордовые, зелёные, жёлтые и чёрные. Нередко раскраска дополняется серебрянкой. Нарядные краски и мягкие очертания очень оживляют и облагораживают глиняную поверхность.

Глиняные игрушки таинственным образом сочетают в себе детскую наивность и глубокую народную мудрость. Каждая фигурка – символ, застывшая мысль и непосредственный взгляд на мир. В романовской игрушке насчитывается более ста сюжетов: от простого свисточка – летящего жаворонка, до респектабельной композиции – тройки.

У каждой эпохи своя свистулька. В 19 веке чаще всего лепили домашних животных. Мастера лепили уток, жаворонков, индюков, петухов, ржаных козлов, коней, коров, баранов, собак.

Все они имели магический и обрядовый смысл:

собака – охранитель;

козел ржаной – хлебное изобилие.

жаворонок - символ закликания весны (это один из наиболее древних сюжетов);

индюк - хранитель домашнего очага, защитник ребенка. Маленького индюка подвешивали в колыбельку как оберег.

К наиболее поздним (вторая половина XIX – начало XXв.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью. Запряжка в один конь - это самая раритетная композиция и одна из особенностей романовской игрушки, выделяющей ее среди прочих народных игрушек.

Открытие Липецкого курорта вызвало к жизни новые сюжеты. В это время появился интерес к жанровым композициям – светским и городским мотивам. Сюжеты брались мастерами из жизни. Лепили то, что видели каждый день. Тут встречаются, и генералы в золотых эполетах, мчащиеся на тройке, и чинно прогуливающиеся офицеры, солдаты в папахе и барыни в богатых нарядах и в капоре.

Катанье в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства. Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой. Вылепленные каждая в отдельности, фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и как бы символизирует скольжение по снегу, быстрый бег саней.

В романовской игрушке значимое место занимает образ женщины – берегини, продолжательницы рода, прообраз богини Макошь. Ее ласково называют "Романушка" – хранительница домашнего очага, мать. Традиционный образ Берегини в романовской игрушке наделен чертами местного колорита. Женская фигурка одета в народный романовский костюм, где каждая деталь имеет свое значение:

головном убор - символ звездного неба;

 красная рубаха, яркая юбка (вдоль подола идут линии – это земля, наполненная влагой), передник -  символизируют землю и растительность;

ряды блестящих бус – это капли дождя.

В Липецке сохранилось выражение «как романушка», то есть безвкусно и пёстро одета.

Старинный промысел, жив и развивается стараниями замечательных мастеров В. Маркина, О. Волокитиной, С. Ильиной, Е. Смолеевской. Благодаря им романовская игрушка стала одним из символов Липецкого края, а с. Троицкое – перспективным туристическим центром региона

Материал подготовила – Алексеева Н.Ю.
методист ОДПТ МБУК « Музей истории и ремесел Советского района».

 

Источники:

https://russianarts.online

https://www.showbell.ru/promysly/?st=romanovo

http://glina.teploruk.ru/article/romanovskaya_igrushka.html

https://lib48.ru/kray/kultura/romanovskaya-igrushka

http://romanovigr.ru

 

ФОТО:

1. Романовские игрушки. «Центр романовской игрушки»

2. Липецкая область

3. Иван Федорович Гункин (1928-1997 гг.)

4. Романовские игрушки – барыня и всадник

​​​​​​​

5.Без имени​​​​​​​

6. Глиняная игрушка. Конец XIX в., д. Романово, Липецкий уезд, Тамбовская губ.

​​​​​​​

7. Маркин Виктор Васильевич. «Центр романовской игрушки»

​​​​​​​

8. Современные романовские игрушки

​​​​​​​

9. Свистульки «Сирин»

​​​​​​​

10. Запряжка в одного коня

​​​​​​​


No Canvas Support?
Категория: Сегодня | Просмотров: 939 | Добавил: muzeu493 | Теги: барыня, игрушки, глина | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar