12:08 «Все о кукле» - «Кукла» | |
Ку́кла — предмет (фигура) в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, фарфора, пластика и других материалов. Слово «кукла» используется и в переносном смысле. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля: «Кукла: — щеголеватая, но глупая и бездушная женщина». Виды кукол Куклы известны человечеству с древних времён. На территории Евразии находят мелкую антропоморфную пластику, созданную около 40 тысяч лет назад. Куклы наиболее близки с одной стороны языческим идолам и деревянной народной скульптуре, а с другой стороны — маскированным участникам ритуалов. Чёткие аналогии прослеживаются и с антропоморфными крестами. В самом общем смысле кукла — антропоморфный объект, созданный для определённых манипуляций. Все куклы можно условно разделить на обрядовые и внеобрядовые, но первоначально куклы возникли и существовали в непосредственной связи с сакральным[1]. Попытки классифицировать куклы предпринимались и не раз, но каждый раз создатели шли от функции куклы, а знаменитый философ и культуролог Ю. Лотман предложил идти от ее "мобильности". Он разделил кукол на 2 большие группы ("исходный материал мифологии куклы"): 1. КУКЛЫ-ИГРУШКИ или куклы для игры - отличаются способностью двигаться и быть объектом игр либо манипуляций, к этой группе относятся: 1а) куклы-игрушки - разнятся как по внешнему виду (неваляшки, матрешки, парижанки Брю, фландрские куклы, куклы из тыквы-горлянки и т.д.), так и по степени сложности (кукла-ветка аборигенов Австралии и современная механическая кукла), по традиции и месту происхождения (городская, народная, кустарная), по материалу изготовления (дерево, целлулоид, керамика, фарфор, гипс, ткань и т.д.) и по функциональности (кукла-погремушка, кукла-ребенок, кукла-подушка и т.д.) 1б) театральные куклы - если кукла-игрушка - это образ человека вообще, то театральная - модель актера, наиболее близка к актеру кукла-марионетка 1в) обрядовые куклы - самые древние куклы, явились источником как кукол-игрушек, так и театральных кукол; нет НИ ОДНОГО народа, не имеющего в своей истории обрядовых кукол. Они выполняли функции талисманов-оберегов, а также были средством передачи детям верования и культуры народа 1г) куклы для шествий - это большие куклы, предназначенные для процессий (раньше - религиозных, потом - политических), они тоже выполняют магическую роль 1д) утилитарные куклы - те, которые имеют подчиненное значение, например куклы-погремушки, баба на чайник и прочие предметы бытового назначения (солонки, прихватки, посохи, сосуды и т.д., сделанные в форме кукол) 2. КУКЛА-МОДЕЛЬ или куклы для упражнения, для украшения, обычно статичные, неперемещаемые и не задействованные в игре или действии 2а) интерьерно-экстерьерные - пугало, восковая кукла, салонная кукла (авторская, уникальная, дорогая, на 1 месте - эстетическое значение, в России исчезли после 1917 года, возрождаются сейчас) 2б) витринные - манекены 2в) сувенирные - знак страны производства, распространена в странах массового туризма, произошли от этнических кукол 2г) коллекционные - уникальные куклы, изначально задуманные и выполненные для пополнения частной коллекции - самый молодой вид кукол. 2д) музейные - сюда включаются любые виды кукол, независимо от целей их создания Три последние когда-то были игрушками, но перешли в пассивную категорию. Коллекции строятся на разных аспектах - имени кукольного мастера (куклы Брю), школе производства (французская, немецкая, английская...), типологии (манекен, bebe ... ), на анатомии (куклы на каркаче, на шарнирах, на веревочках ... ) и даже типах глаз, выражении лица, мимике... Коллекционирование старше музейных собраний Тем не менее, в обыденной жизни они выполняют функции бытовых кукол-игрушек или сувенирных кукол. Также кукол используют как талисманы. В торговом деле — функцию кукол-манекенов. В старинных народных игрищах или религиозных обрядах куклы исполняют культовые функции: «Коза» в рождественских обрядах, соломенное чучело на Масленицу, «Конь» на Светлой[2] или Русальной неделях. Древнеславянские куклы были оберегами. Традиционная кукла изначально служила для совершения определённого обряда, выступала как символ дня, или новый этап в жизни человека. Таких кукол шили девочкам в период их физиологического созревания. Зольных кукол изготавливали из золы родительского очага и отдавали в приданое невесте. Ярко выраженная грудь зольной куклы была знаком материнства, многодетности, плодородия. Кукла-куватка в колыбели младенца оберегала ребёнка от злых духов, болезней. Когда человек заболевал, ему в постель на ночь клали красивую куклу, чтобы болезнь перешла в неё. После чего куклу сжигали. Куклу могли положить умершему в гроб. Кукла-заместитель могла находиться в доме умершего, чтобы облегчить расставание близким людям. Куклу Спиридона-солнцеворота (солярная символика) сжигали в период прибывания дня, 24-25 декабря (по новому стилю). Для народных гуляний, аграрных и прочих обрядов делали кукол в человеческий рост. Считается, что именно отсюда берёт начало народный, кукольный театр[3]. На охоте применяется одна из разновидностей производственных кукол. В частности, «подсадные» деревянные куклы для приманивания настоящих диких уток. Бывают и «куклы-обманки». То есть якобы пачки денег, а на самом деле простой бумаги, вложенной между верхними и нижними настоящими денежными купюрами[4]. В XIX веке в городах куклы были очень ценными и их хранили в шкафах. Дети ими просто любовались. Позже стали делать куклы из папье-маше. Они стали доступны каждому человеку. Существуют и такие куклы, которые в полном смысле являются художественными произведениями, то есть выполняют исключительно эстетические функции. В одних случаях эстетические функции они выполняют самостоятельно (так называемые выставочные куклы), в других случаях — в составе разнообразных художественных композиций. Например, в таких композициях объемных и плоских изображений, как художественные панорамы и диорамы. Существуют также музеи, в которых выставлены куклы всех времен и народов. Особые позиции в искусстве занимают куклы-актеры. Это название сразу же дает понять, что куклы-актеры причастны к актёрскому искусству. Кукол-актеров используют как средства для изображения персонажей в различных спектаклях, кинофильмах, телепрограммах, карнавальных шествиях. Впервые это название использовал С. В. Образцов в 1938 году в названии одной из глав своей книги «Актер с куклой». Они могут быть привязаны на нитки, а могут просто одеваться на руку человека. С помощью них показывают спектакли как для детей, так и для взрослых. С помощью таких кукол создаются пространственно-временные образы персонажей в кукольных и не кукольных спектаклях, эстрадных миниатюрах, кинофильмах и в других аналогичных произведениях. Куклы-актеры управляются и приводятся в движение обычно актёрами-людьми, а иногда автоматическими механическими и механически-электронными устройствами. Также стали делать и говорящих, и ходящих кукол, они получили название автоматических кукол или кукол-роботов. Куклы-актеры подразделяются на виды. Существуют такой тип кукол, как марионетки. Они привязаны на ниточках или лесках и управляются сверху. Их движения получаются очень правдоподобными. В театрах также используют планшетные куклы, которые управляются с помощью планшетов. Они управляются с помощью рукояток, которые прикреплены к голове и к другим частям тела. Существуют и пальчиковые куклы, которые можно использовать в домашних условиях. Их можно сделать даже из бумаги, предварительно разрисовав их и надеть на пальцы. А можно просто разрисовать пальцы фломастером или краской. Также часто используют перчатки. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0
| |
|
21.11.2024 Для милых мам... |
20.11.2024 Открываем серию предновогодних мастер-классов в Музее истории и ремесел Советского района! |
20.11.2024 Фотопроект «Поколение защитников» |
18.11.2024 Осторожно! Мошенники! |
15.11.2024 Я будущий избиратель! |
14.11.2024 Мы выбираем жизнь! |
Всего комментариев: 0 | |