Нарас-юх - музыкальный инструмент народов Севера
Данный инструмент является самым популярным из всех инструментов в музыкальной культуре ханты и манси. Нарас-юх в переводе с языка ханты — играющее дерево, музыкальный струнный щипковый самодельный инструмент народов ханты и манси (у манси он называется санквылтап), длиной около метра, имеющий корпус, выдолбленный из цельной плахи и напоминающий плоскодонную лодку с выступающей нижней частью. Корпус покрыт еловой декой. На корпусе инструмента вырезан крест — резонаторное отверстие. Верхняя часть раздвоена и соединяется перемычкой. Три, а чаще пять струн изготовлены из сухожилий, либо оленьих кишок, проволоки. Струны крепятся одним концом на остром краю нарас-юха, а другим концом крепятся на деревянной перекладине внизу инструмента. Натягивают струны с помощью деревянных «барашков» — маленьких деревянных палочек или птичьих костей. В изделиях современных мастеров раздвоение корпуса отсутствует, колки крепятся непосредственно к корпусу, могут использоваться даже металлические струны. Нарас-юх сугубо мужской инструмент, раньше женщины к нему не прикасались (но в последнее время на нарас-юхе стали играть и женщины). Под этот инструмент исполняются мужские героические песни о подвигах легендарных богатырей. Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении. Им пользовались также шаманы при камланиях, как альтернативу бубну и певцы-музыканты - лекари арэхта-ку. Звук нарас-юха завораживает своей мелодичностью, как человека, так и животного и птицу, поэтому нарас-юх называли Голосом поющего бога (Тур-сай-Торум), а в поэтической речи он назывался «богом любимое пятиструнное дерево со струнами». В одном из мансийских сказаний бог войны Хонт-Торум попадает в плен. С помощью санквылтапа (так у манси называется нарас-юх) он усыпляет стражей и убегает, попросив мышь поиграть за него. Проснувшиеся враги обнаруживают вместо пленника мышь, играющую на санквылтапе. Мотив усыпления с помощью струнного музыкального инструмента имеет широкие параллели в различных мифологических традициях мира. Известно, что этот инструмент шаманы никогда не продавали, считая, что продав инструмент, продаёшь свою душу. Издавна к этому инструменту существовало почтительное отношение. Например, перед тем, как перенести его в другое место, его покрывают платком и выносят из дома «головой» вперёд. При игре нарас-юх кладут горизонтально на колени, повернув его набок, руки музыканта слегка упираются о край инструмента. Играют на нём двумя руками: одной защипывают струны, другой — приглушают. Иногда в ведении мелодии участвуют обе руки. Из фондов музея:
И.А. Баскакова, специалист по учету музейных предметов МБУК «Музей истории и ремесел Советского района» | |