Папаха казачья

В рамках месячника оборонно – массовой и спортивной работы на территории Советского района представляем в нашей рубрике тему казачества:

Папаха казачья

Папаха - это не просто головной убор, это символ настоящих воинов который имеет очень богатую историю.

Изначально появившись в горных селениях этот традиционный высокий меховой головной убор из овчины, служивший для защиты от холода, спустя всего нескольких веков, стал одним из основных атрибутов военного обмундирования казаков.

В случае крайней надобности этот головной убор мог и защитить своего хозяина. Все мы знаем выражение: "Надавать тумаков". Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, "надавать тумаков" неприятелю.

Вместе с некоторыми традициями горных народов перекочевало и особое отношение к этой шапке, а именно:

· Недопустимо выйти на улицу без головного убора. В случае появления в качестве гостя на свадебной церемонии без головного убора, воспримется семьей и молодоженами, как неуважение к ним и традициям.

· 

· С помощью шапки молодые люди узнавали, будет ли положительный ответ при сватовстве. Они забрасывали ее в окно девушке, и ждали. В случае быстрого возврата шапки, жди отказа.

· 

· Головной убор помогал в волеизъявлении. Папахой голосовали на казацком круге.

· Брошенная на землю в споре – она означала последний аргумент, подтверждающий правоту владельца.

· 

· За отворот головного убора прятали важные бумаги, зашивали дорогие для казака вещи, иконки, молитвы охранные.

· 

Часть из этого, на протяжении долгого времени, потеряло свою актуальность, но сохраняется как память.

"Чем выше папаха, тем богаче казак" - старая поговорка...

Ведь папахи 20 и более сантиметров носили казаки богатые, у которых как минимум был конь. Со временем, папаха снашивалась и если не было денег на новую, то ее подрезали потому что стыдно было ходить с непокрытой головой.

И так получилось, что все пешие казачьи полки ходили в коротких (12 см.) папахах (кубанках), потому как коня нет и денег нет... А вот конные, всегда в папахах были.

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивались две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков - черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда.

Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска.

С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.

Из фондов музея:

(фото 1).

Папаха казачья. Начало XXI века

И.А. Баскакова, специалист по учету музейных предметов МБУК «Музей истории и ремесел Советского района»​​​​​​​


No Canvas Support?