«Топор да тесло - наше ремесло»
Дерево – один из самых распространенных строительных и поделочных материалов, применяемых человеком на протяжении многих веков. Из дерева делались орудия труда, возводились дома, изготавливались предметы для домашнего быта, игрушки, музыкальные инструменты, сувениры и т. д. С помощью художественной обработки деревянные изделия становились настоящими произведениями прикладного искусства. Художественная обработка дерева подразделяется на следующие виды: мозаика, резьба, выжигание, точение и тиснение. 1. Мозаика – это узор или сюжетное изображение, выполненное из отдельных однородных или различных по материалу частиц. Существует несколько видов мозаики: инкрустация, интарсия, блочная мозаика и маркетри. Инкрустация представляет собой украшение изделия врезанными в его поверхность пластинками из металла, перламутра, слоновой кости, соломки и др. материалов. Интарсия вид мозаики деревом по дереву, при которой в углубления деревянной основы вкладываются деревянные пластинки-вставки, отличающиеся от основы цветом и текстурой. Блочная мозаика изготавливается из предварительно склеенных блоков различного материала, цвета и сечения, разрезанных поперек на множество тонких одинаковых пластин. Маркетри - где мозаичный набор выполняется из кусочков шпона из разных по окраске и текстуре пород древесины. 2. Выжигание или декорирование древесины термическим способом. Способ термического декорирования древесины называется «пиро- типией» т.е. «огненная печать» – с помощью раскаленных штампиков или «пирографией» т.е. «огненное рисование» – когда рисунок на древесину наносится с помощью раскаленных проволочных штифтов. Выжигание может быть контурным и силуэтным. 3. Точение производят с использованием токарных станков. Это изделия круглой формы с орнаментами и украшениями, вещи разной конфигурации, например шахматы, балясины и другие предметы. 4. Тиснение – это выдавливание рисунка на размягченной поверхности древесины или древесных материалов. Орнамент получают под действием давления и температуры в специальных пресс формах. 5. Резьба по дереву - процесс получения рисунка при помощи вырезанных элементов. Существуют следующие основные виды резьбы: - Плоско - выемчатая или углубленная, где на плоской поверхности рисунок образуют выемки – углубления различной формы. В зависимости от формы выемок и характера рисунка эта резьба может быть контурной, геометрической и скобчатой. В контурной резьбе рисунок состоит из прямых, извилистых или ломаных линий на ровной поверхности древесины, четко очерчивающей контур изображения. Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции составленные из несложных геометрических фигур. Разновидности – трехгранно - выемчатая и скобчатая. - Плоскорельефная, где фигуры, оставаясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создает иллюзию рельефа. - Домовая (корабельная) резьба - это крупномасштабная резьба, выполненная с помощью топора, пилы и долота. Домовую резьбу называют также корабельной, так как считается, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает: рельефной; прорезной и объемной. - Рельефная резьба, где изображение является выпуклым или углубленным по отношению к фону. - Прорезная или ажурная резьба, где элементы изображения взаимно связаны и вместо фона окружены прорезами. - Объемная (скульптурная) резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. Для каждого вида изделия подбирается определенная древесина по цвету, по твердости и другим характеристикам. Из мягких пород (липы, ольхи) лучше вырезать небольшие предметы, т. к. мягкое дерево легче поддается резанию. Из более твердого дерева (лиственницы, березы, бука, дуба, вяза, клена, рябины, ясеня, грецкого ореха, яблони) с красивой текстурой получаются изящные точеные изделия с гладкой поверхностью. К очень твердым породам относятся акация белая, карельская береза, граб, кизил, самшит. Из хвойных пород деревьев совсем нечасто используют древесину сосны и ели, можжевельника и тиса. После художественных работ обязательно должны быть исполнены декоративные: очистка, обжиг, отбеливание, вощение, покраска и морение древесины. Быть мастером в резьбе по дереву непросто. Многому приходится учиться. Но, кто достиг в таком деле определённых результатов, тот уже не сможет остановиться в совершенствовании своих навыков. В нашем Советском районе есть замечательные мастера - Неугодов Александр Владимирович, Зыков Сергей Геннадьевич, Подзоров Юрий Арсеньевич, Титов Александр Юрьевич, Овсянников Александр Васильевич. Работы мастеров неоднократно были представлены на различных выставках, находятся в частных коллекциях и фондах музея. Ермолаева И.Н специалист по экспозиционно – выставочной работе МБУК Музей истории и ремесел Советского района. | |