«Музейный словарь» - Ложные косы у обских угров
У всех народов мира существовало и до сих пор существует множество поверий, связанных с волосами. Многие их них сводятся к тому, что в волосах покоится сама жизнь, или они являются обиталищем богов и духов, поэтому за ними следует тщательно ухаживать, всячески украшать. У многих народов в набор женского наряда и украшений включают различные накосные украшения. Ложные косы были распространены и у северных ханты и манси. Единичные сведения о ложных косах имеются и у восточных ханты, у которых ложные косы с характерной овальной пластинкой на затылке носили и мужчины. Женщины и девушки южных ханты и манси также заплетали волосы в две косы, но ложных кос здесь не носили, а накосные украшения отличались тем, что делались они целиком из бисера, и металлических деталей в них было гораздо меньше или не было совсем. Волосы и косы – это очень важная часть, так как в них содержится жизненная сила человека. Если мы потеряем жизненную силу, значит, мы потерям свою жизнь. Самая главная функция для кос – охранительная. Самое главное, что охраняет – это металл, поэтому, чем больше металла на косах, тем надёжнее мы себя охраняем. Это очень важно. И чем больше украшений в волосах и в косах, тем счастливее будет женская доля и жизнь. Вторая функция волос и кос – сакральная. Косы не просто обладают жизненной силой, это ещё и связь со всей Вселенной, с божествами. Когда рождается ребёнок, то у него появляется дух-покровитель. И волосы или пучок его волос к нему привязывают. Таким образом, волосы – это связь с духом-покровителем, с сакральным миром, миром, который нас охраняет. И третья важная функция – это связь живых и мёртвых. Когда умирал человек, раньше делали иттарму (куклу с волосами). Через волосы мы могли и можем связаться, как считали ханты и манси, с потусторонним миром. Причёски обских угров варьировались в пределах локальных и половозрастных групп представленные тремя основными типами. Два обмотанных пучка волос, две косы и стрижка. Из них к самому распространённому типу можно отнести двухкосье. Волосы распределялись по прямому пробору на две половины: левую и правую, и заплетались в косы. Такая причёска фиксировалась в XVIII веке у манси и ханты. В конце XIX и начале XX века плетение двух кос от висков и от ушей практиковали мужчины и женщины восточных, северных и части западных манси, северных, восточных и южных ханты. Тесно с такими видами причёсок были связаны накосные украшения (косники, косоплётки, ложные косы, затылочные украшения), форма которых изначально предполагала оформление двух составных частей. В этом проявляется единство основных типов причёсок и сопровождающих их накосных украшений. Преобладание у обских угров двухкосной женской причёски отражает тенденцию, характерную для большинства народов Сибири. В способах украшения кос у ханты и манси прослеживается две традиции: первая связана с ношением ложных кос и обмоткой волос, и вторая – с использованием бисерных косников и косоплёток. По мере старения и выхода из детородного возраста женщины обычно переставали носить накосные украшения или их количество сводилось к минимуму. Ложные косы не снимали, так с ними и спали. Летом в связи с жарой их не носили.
| |