Добрый день, друзья! Мы продолжаем знакомить вас с домашней утварью, с вещами необходимыми в быту народов Севера.
«Тай» - деревянные черпаки, с помощью которых из котла достают мясо и рыбу. По форме они напоминают лопатку или совок – ими очень удобно снимать пену при варке, вычерпывать жир с поверхности бульона, доставать отварную рыбу так, чтобы она не разваливалась на куски. Ручка у таких черпаков длинная и расположена под большим углом к черпательной части. Снизу она трехгранная, наверху – четырехгранная. Конец ее загнут почти под прямым углом, для того, чтобы ложку можно было повесить на крюк. Концы старинных черпаков украшены изображениями животных или птиц, например, головами лося.
Такой же формы небольшие ложки для жидкой пищи («нялы» и «хуп» - у манси, «пынь» - у хантов). Только их черпательная часть глубже.
Из березы или осины были долбленые блюда для мяса или рыбы («аны» - манси, «анах» - ханты), напоминающие лоток квадратной или прямоугольной формы. Дно у них плоское, поэтому блюда устойчивы. Стенки блюда, тщательно выглаженные ножом или долотом, сходятся вниз конусом. На них раскладывают куски мяса или рыбы так, чтобы отвар или жир стекали вниз – на донышко. В этих блюдах очень удобно замешивать тесто, растирать ягоды или мякоть рыбы.
Бульон и уху пили из чашек, вырезанных из капов – наростов на березовых стволах.
Для чистки рыбы от чешуи манси и ханты реки Назым пользуются лосиными и оленьими лопатками, тонкий край которых можно еще и подточить. У манси такие ножи для чистки рыбы из лопатки оленя или куска дерева называются «хул нильтне нильсуп».
У каждой хозяйки есть доска для разделки рыбы прямоугольной или овальной формы, с выступом на одном конце. Чешую и внутренности с нее стряхивают в берестяной сан или таз.
Чайную посуду хранили в берестяных коробах с крышками или в коробочках-корневатках, сплетенных из кедрового корня, переложив мягкой стружкой.
В каждом хозяйстве имелись покупные чугунные котлы и котелки разного размера – «пот», или «пут». В них варили не только рыбу и мясо, но и чай. Охотники брали с собой на промысел небольшие котелки. В огромных котлах, вмещавших целую оленью тушу, готовили жертвенную пищу на священных местах.
Котел, деревянные ложки, чашки и блюда, как и огонь очага, были вместилищами духа дома, семейного благополучия. Не полагалось отдавать и брать эту утварь пустой, разбрасывать ее как попало, особенно – на улице, чтобы в нее не вселились злые духи. По окончании трапезы посуду нужно сразу же вымыть и убрать на место, смести птичьими крылышками крошки со стола, не оставляя беспорядка на ночь. Если деревянная посуда ломалась, это было совсем не к счастью, а наоборот, предвещало смерть кого-нибудь из домашних. По хантыйским и мансийским поверьям, сломанная утварь – достояние умерших, в таком виде ее и оставляли на кладбище.
Выходя замуж, девушка не могла взять с собой из родительского дома деревянную утварь и принести ее к новому очагу. Особенно это относилось к черпакам с резными рукоятками. Не случайно на них красовалась тамга – знак собственности хозяина дома.
Источник: "От печки", Е.А. Оборотова
Подготовила: Методист Музея истории и ремесел Советского района Володина Д.А.
|