Рубрика «Музейный словарь» - Роль женщины, матери в семьях коренных народов Севера
Рубрика «Музейный словарь» - Роль женщины, матери в семьях коренных народов Севера
Дорогие друзья! 28 ноября отмечается День матери. В преддверии Международного дня матери, мы бы хотели рассказать какова же роль женщины, матери в семьях коренных народов Севера в рубрике «Музейный словарь». Женщина коренного народа – искусная мастерица, хорошая хозяйка, добрая мать и любящая жена с нежной и светлой душой, хранительница семейного очага. Но на Севере слабому полу приходится порой выполнять далеко не женскую работу. К примеру, заготовка дров и строительство чума - это женские обязанности. Не говоря уже о приготовлении рыбы и мяса, добытых мужчиной, шитье одежды и воспитании детей. Хлебную печь женщина тоже должна была сложить сама, причем располагалась она на улице. По печи судили, какая она хозяйка. Кроме того, среди женщин очень часто встречались отменные охотницы. Если мужчина решил жениться, то семья жениха должна заплатить за невесту выкуп. Если сваты договариваются о свадьбе, то праздник длится три дня. Свадебных обрядов у ханты и манси огромное множество, но традиционная свадьба возможна лишь на стойбище. Жена обязана знать и соблюдать обычаи рода мужа, почитать старших, быть самостоятельной и покладистой. Для северян «положительная» жена - это жена "избегающая". И избегает она того, чтобы ее лицо и волосы увидел кто-то из мужчин, кроме мужа. Дом и все, что с ним связано, в семье ханты и манси полностью держится на женщине. Девочки с раннего детства учились быть покладистыми, что помогало им во взрослой жизни избежать конфликтных ситуаций. Кроме того, главная задача матери – вырастить из дочки хорошую жену. Девушки ханты и манси четко знали, в чем заключается их жизненное предназначение, поэтому стремились выйти замуж и помогать мужу вести хозяйство. Социальная роль женщины с ее функциями матери и жены была достаточно высока. А после рождения ребенка ее статус только повышался. Коренные народы очень ответственно относятся к воспитанию детей, ведь их нужно как можно быстрее подготовить к жизни в суровых условиях Севера. Малышей всегда воспитывали на личном примере. Мальчики наблюдали, что делает папа, девочки, повторяли за мамой. Ребёнок с раннего детства участвовал во взрослых делах – готовил еду, учился мять кожу, изготавливать игрушечные малицу, кисы, шапочки. Все игрушки – миниатюрные копии вещей взрослых: топорики, стрелы, луки, деревянная посуда. К десяти годам девочка уже могла выполнять всю женскую работу: выделывать шкуру оленя, шить из неё одежду, плести из бисера украшения, вязать, собирать и обрабатывать дикоросы. У ханты и манси к обряду рождения ребенка допускаются только женщины. Участие принимают четыре матери: первая - та, что родила, вторая женщина «пупка мать», которая перерезала пуповину ребенка, третья женщина, которая несет ребенка в дом и крестная. Особые правила были за столом, где мужчины и женщины располагаются в определённой последовательности. За стол садятся в следующем порядке: ближе к священному углу садится хозяин, рядом сыновья и дочери, не достигшие совершеннолетия; со стороны входа находится хозяйка, её старшие дочери, здесь же находятся грудные младенцы. Запретов в жизни женщин ханты и манси достаточно. Но они отличаются в зависимости от того, на какой территории проживает семья. Одним женщинам нельзя разделывать, и есть сырого налима, другим – щуку. Если семья живёт у реки, то женщине можно есть селезня. Если в другом месте – нельзя. Запрещено наступать на одежду. Если это произошло, наряд придётся чистить над огнём. Есть у коренных народов и свои приметы. Например, свадебные: если невеста при объезде дома жениха упадёт с нарт, то станет изменницей, удержится – верной женой. Летом на свадьбах невесту раскачивали в лодке. Если закричит или засмеётся – будет вредная и склочная. Традиционные свадьбы в соответствии со всеми канонами и обрядами сейчас проводят редко.
| |