Рубрика «Музейный словарь» - Бубен в традициях северных народов

Рубрика «Музейный словарь» - Бубен в традициях северных народов

        Религиозные верования северных народов до проникновения новых религий, которое произошло относительно недавно, были основаны на поклонении духам. Считалось, что все объекты живой и неживой природы, природные явления, умершие соплеменники имеют своих духов, которые могут навредить, если с ними обращаться неподобающим образом. Религиозные культы были направлены, главным образом, на то, чтобы задобрить духов и сделать их своими союзниками в ежедневной борьбе за выживание.

      Выразителем интересов людей перед духами выступал шаман. По названию служителя культа, формы верований народов Севера стали называть шаманизмом. Значение шамана для этнического поселения переоценить невозможно. Он излечивал больных, предсказывал будущее, совершал обряд проводов душ умерших, помогал в житейских делах, находя пропавших животных и разрешая споры, обеспечивал благосклонность духов, и вместе с нею – удачу в промыслах, плодовитость, защиту от бед. Все эти добрые дела шаманы вершили путем камлания – ритуальной пляски с бубном, во время которой шаман, входя в транс, посещал иные миры и общался с духами.

        Бубен – это священный инструмент для северян. Согласно их традициям, бубен шамана – это олень, на котором знахарь способен отправляться в путешествие на небо. Однако для этого шаману надо было вдохнуть жизнь в бубен. Обычно обряд проводился по весне, с прилетом птиц, потому что считалось, что птицы – самые близкие родственники северных народов, которые даже часто называли себя людьми орла или тетерева. «Оживление» бубна происходило 10 дней. Апогеем церемонии являлось достижение шаманом земли, «где светят 7 солнц, где камень достает до неба». Доказательством того, что колдун находится в этой магической стране, был пот, который катил с него ручьями. Завершением обряда был всеобщий пир и кормление идолов, которые олицетворяли предков.

         Самым главным инструментом для проведения обрядов является бубен. По традициям северных народов на внешнюю сторону обтяжки было принято наносить изображения мира, каким его видит шаман. Все общения с духами проходили только с использованием бубна.

         По традициям северных народов бубен – это ездовое животное шамана, причем он олицетворял именно того зверя, шкурой которого был обтянут. Во время общения с духами шаман путешествовал на бубне, как на коне или олене, в небесный (верхний) мир – обиталище добрых духов. Если шаман отправлялся в подземный/подводный мир, где обитали злые духи, то бубен для него служил лодкой, на которой он плыл по подземной реке. Главное, что бубен помогал шаману входить в транс для общения с духами.

          Общение с духами начиналось с «оживления» бубна – разогревания его на огне. Далее шаман бил в бубен. Удары и пение колдуна – это своего рода призыв духов, которые, по традициям северных народов, прилетали и садились на подвески бубна. Северяне считали, что духи сами указывают на то дерево, из которого шаман должен сделать обод (обечайку) своего бубна.

        Древние северные народы верили, что в бубне заключена вся жизненная сила шамана. За свою жизнь у шамана могло быть не более девяти бубнов. После того как рвался последний бубен, говорили, что шаман должен умереть. Если случалось так, что шаман умирал раньше, то бубен также «умертвляли», выпуская духов из него, – прокалывали, насаживая на сук дерева, растущего неподалеку от места захоронения шамана.


No Canvas Support?