Рубрика «Музейный словарь» - Традиции семейного воспитания у народов ханты. Часть 2

 Продолжаем знакомить с традициями семейного воспитания детей у северных народов – ханты.

       В первые месяцы новорожденного заворачивали в пеленки из мягкой ношеной одежды и одеяльце из шкурки зайца. Иногда на другой же день, а иногда через три-четыре месяца ему шили рубашку. Применялись нагрудники из мягкой кожи, ровдуги, ткани или бересты - последние с выскобленным узором. Мальчикам в колыбель клали набедренник из бересты для предохранения одежды от мокроты. Применялись и берестяные наколенники, по представлениям народов ханты предохраняющие ножки ребенка от искривления. Таких чисто детских элементов одеяния было немного. Еще в грудном, а точнее, в колыбельном возрасте детям шили почти полный комплект одежды - такой же, как у взрослых, но из более мягких материалов. Украшали ее иногда даже богаче, чем взрослому, прикрепляли колокольчики; девочкам надевали миниатюрные украшения. Дети рано получали небольшие копии других предметов взрослых: ножа, лука со стрелами и т. д.

      В воспитательном процессе все опирается на трудовые традиции, ханты приучали детей к жизнестойкости и труду. Святая заповедь народа – это любовь к труду. В каждой семье трудовые традиции были направлены на сохранение и приумножение материального и духовного богатства семьи.

      Основой воспитания молодого поколения хантов являлось включение детей в трудовую, хозяйственную деятельность семьи, своего рода. При этом становились главным образом две основные задачи: подготовить ребенка с самого раннего возраста к самостоятельной трудовой жизни и приобщить его к традициям своего народа. Решение их предполагало всестороннее развитие детей, привитие им разнообразных трудовых навыков, передачу молодому поколению всей суммы нравственных норм их этноса и накопленных им знаний об окружающей природе и способах существования в ней.

      Все различные виды трудовой деятельности развивали детей физически – укрепляли у них мышцы рук, плечевого пояса, ног и, кроме того, воспитывали у детей терпение, усидчивость, целеустремленность.

      В основу классификации положены три признака – возрастной, половой, и промысловой. Игровые средства воспитания на три группы: игры, самобытные физические упражнения, прикладные состязания. Народные игры являются основным средством воспитания и развития ребенка. В игре ребенок осваивает навыки общения, выручки, трудовые навыки, развивает физические качества (оленья упряжка, прыжки через нарты). В хантыйских детских играх находят отражение ситуации из жизни взрослых. Игры детей явились своего рода тренировкой, первой ступенькой к труду.

       С самого детства в игровой форме девочки подражали своим матерям, сестрам, а мальчики братьям и отцам. Девчонки воспроизводили в игре женскую работу, мальчишки – мужскую работу. Девочки учились вести домашнее хозяйство, помогали выделывать шкуры, шить изделия, где тоже требовались усидчивость и терпение, а главное приучались к трудолюбию. Учились шить, украшать одежду красивым орнаментом из бисера и меха, так же девочка приобретала навыки по выделке шкур, кройке и шитью одежды и обуви. Все необходимые принадлежности для рукоделия - это шкура (состав для выделки), нитки (сухожилия) все изготавливалось женщинами.

       Ребенок уже в раннем возрасте улавливал характерные особенности животных и учился их различать. В более старшем возрасте дети принимали участие в ролевых играх, в которых отражалась промысловая деятельность взрослых. Такие игры развивали ловкость, быстроту, сноровку и смекалку.

       Мальчики учились делать различные рыболовные снасти (деревянные мордушки), изготавливать самые простые орудия лова для зверей (лук и стрелы, слопцы на глухарей), делать традиционные нарты, обласки – лодки. Помогали старшим братьям делать жерди для чума, домашнюю утварь из дерева, бересты. Вместе с отцом охотились на птицу, белку, ловили рыбу, а так же ухаживали и следили за оленями, особенно в летнее время, когда для оленей поддерживают дымокур.

      Воспитание на традициях – одно из наиболее действенных средств на формирование личности молодого человека. Оно, как правило, оставляет в сознании глубокий след, рождает стремление беречь неоценимое наследие народа, активно развивать его.

 

 

No Canvas Support?