История деревянной игрушки - Бабенская деревянная игрушка. Возрождение.

  Бабенские игрушки развивают у детей мелкую моторику рук, тренируют внимательность и терпение. Даже нераскрашенные Бабенские игрушки с их четкой архитектурной формой радуют глаз. Это самые настоящие бирюльки. Играть в них - вовсе не бездельничать.

   Свое имя промысел получил по названию деревни Бабенки, что в тридцати километрах от московской кольцевой автомобильной дороги и в нескольких километрах от Шишкина Леса. С конца XIX века в этих местах на юго-западе Подмосковья стали изготовлять деревянную токарно-полированную игрушку. Промыслом в разные годы было охвачено более 40 деревень, трех волостей. Исследователи называют здешних мастеров изобретателями многоместных игрушек-вкладышей.

   До 1917 года ассортимент токарных изделий в Бабенках был очень разнообразен. Точили: пасхальные яйца и мелкие рюмочки; чашечки и графинчики; самовары и баночки; подсвечники и погремки (в основном из березы).

   https://favicon.yandex.net/favicon/travma.miramistin.promo  За неделю токарь мог сделать около трехсот изделий, выручая при этом в среднем за каждое до 3 рублей 15 копеек и имея чистой прибыли около 2 рублей. За вкладное 50-местное яйцо платили 6 рублей 50 копеек, за 18-местную матрешку - 27 рублей, а игра из бирюлек оценивалась в 13 рублей 20 копеек за дюжину. Для сравнения: в конце XIX века килограмм сахара стоил 15 копеек, флакон мебельного лака у скупщика 35-40 копеек, токарный станок - 5-15 рублей.

   Большинство токарей работали на дому. Инструмент мастера покупали в Москве, но чаще заказывали у местных кузнецов. Красители и растворители обычно приобретали в местных лавках. Работали круглый год, с перерывом на два летних месяца (июль, август), чтобы убрать урожай со своих наделов. Детей приобщали к станку с 12-13 лет: начинали учение с изготовления несложных предметов или с полировки (механической окраски игрушек на станке). Учеба длилась, как правило, два года.

      До 1930 года токари работали более или менее свободно, сами ездили на рынки, договаривались с магазинами, брали в дома учеников. Ситуация резко изменилась с началом коллективизации. Слово "кустарь" стало чуждым советскому обществу.    Индивидуальное производство не поощрялось. И люди потянулись с насиженных мест в города, на фабрики. Уходили лучшие, увозя опыт, мастерство, традиции и обескровливая собственный промысел.

      В 70-е годы в Бабенках пошла мода на большие матрешки, самовары, бочата, банки, которые мастера точили исключительно для себя, своих домочадцев и родни, причем в матрешку частенько вкладывали бутылку. А завел эту моду токарь А. Г. Седов. В перестройку, как и в далекие двадцатые, все ожило, забурлило. В Россию стало приезжать больше иностранцев. Подорожали сувениры. За выточенное яйцо токарю на фабрике платили 8 копеек, а за забором - уже 50 копеек. Уходили "на сторону" яйца и матрешки. Пять лет бушевала эта стихия. Потом спрос на токарные изделия упал, поубавилось скупщиков, разбежались мастера. Фабрика закрылась. Профессионалов, которые могли бы передать свое искусство подрастающему поколению, оставалось все меньше. К середине 90-х годов в московском Центральном Детском мире была лишь одна секция с отечественными игрушками. А сегодня славную профессию токаря по дереву можно смело занести в своего рода Красную книгу (если б такая была).

   Лишь стараниями энтузиастов, и в первую очередь заслуженного деятеля искусств Московской области, Сергея Валентиновича Виданова, Бабенский игрушечный промысел не забыт. Интерес к точеной игрушке у Сергея Валентиновича с детства был настолько серьезный, что сразу после школы он пошел работать на фабрику в цех росписи, где трудились в основном женщины. С благодарностью вспоминает свою наставницу Анну Сергеевну Цареву. Токарному же мастерству учился самостоятельно. После службы в армии окончил Московское училище прикладного искусства. Стал профессиональным художником. На фабрике до ее закрытия проработал недолго. Но оказался практически единственным на бабенской земле человеком, кто свое ремесло не бросил. Мало того, подавшись в сторожа, в свободное время Сергей собирал сведения из истории Бабенского промысла, ездил по деревням, записывал воспоминания старожилов, часами пропадал в архивах. За последние тридцать лет освоил станок так, что теперь может ваять на нем и 50-местные матрешки, и миниатюрные бирюльки, помещающиеся в скорлупе грецкого ореха. "Поколение, на Бабенских игрушках воспитанное, в космос прорвалось. И недаром. Наши игрушки действительно развивают, настраивают на созидание", - говорит Виданов.

   Рядом с центром, в отдельной рубленой избе, - музей токарных игрушек "Дом токаря". В нем насчитывается более 600 ценнейших экспонатов Бабенского промысла, в том числе деревянный токарный станок XIX века, старые черно-белые фотографии мастеров, лучшие поделки художников прошлых лет и наших современников . В экспозиции много работ нынешних мальчишек и девчонок, учеников Виданова.

   Гости в Шишкином Лесу не редкость. Дважды приезжали сюда воспитанники Детской академии русской культуры (при центре образования "Сабурово" Южного округа Москвы). Приезжали, чтобы поучиться токарному искусству, разнообразным техникам росписи и, конечно же, увезти домой маленькую точеную расписную игрушку, сделанную своими руками. Во время этих этнографических экспедиций, которые длились около недели, ребята вели летопись, куда записывали свои впечатления. Вот некоторые отрывки из летописи (без ссылки на авторов).

"Мастер-класс просто суперский. Всегда приятно, когда тебя чему-то новому учат, а если еще и получается, то пребываешь на седьмом небе".

"Если говорить честно, я раньше сидел дома в четырех стенах (у меня однокомнатная квартира). И совершенно не знал, как это интересно самому что-нибудь сделать руками, чему-нибудь практическому научиться".

"Поездка в Шишкин Лес мне очень, очень сильно запала в душу. Я видел выточенные изделия. Сергей Валентинович называет их мелочевкой. Меня поразило, что из обыкновенной чурки можно сотворить тонкостенное и изящное изделие".

"То, что вижу и держу в руках, непостижимо, не укладывается в моей голове. Изделия народного промысла. Их сделал наш русский мужик?! Нет - это мог сделать только большой Мастер. Вероятно, что эти люди вдохновляются красотой природы, воодушевляются и делают необыкновенные вещи".

"Встречи с мастером и его учениками позволили понять одну простую истину - народное ремесло не умирает, нужно просто о нем вспомнить, и оно преодолеет время и, как феникс, возродится, шагнув в новую эпоху вместе с нами".
Источники:

Боголепов И. Промыслы Московской губернии. - М., 1880.

Виданов С. Бабенский игрушечный промысел. - Подольск, 2002.

Виданов С. Бабенская игрушка. Энциклопедия. - Подольск, 2006.

Вихляев П. Промыслы. - М., 1908.

Водарский Я., Истомина Э. Сельские кустарные промыслы Европейской России на рубеже XIX-XX столетий. - М., 2004.

Народное искусство Подмосковья. Возрождение традиций токарного ремесла. Выпуск 2. Сост. Барадулин В. А. - Подольск, 1997.

Промыслы крестьян Подольского уезда Московской губернии середины XIX - начала XX вв. / Автор-составитель С. В. Виданов. - Подольск, 2004.

 https://www.nkj.ru/archive/articles/11034/ (Наука и жизнь, ВОЗРОЖДЕНИЕ БАБЕНСКОЙ ИГРУШКИ) Фото: https://yandex.ru

 

Материал подготовила – Д.М. Терещенко
методист ОДПТ МБУК « Музей истории и ремесел Советского района».


No Canvas Support?