«Ремесла Югры»- «Куклы обских угров»

Здравствуйте дорогие друзья, сегодня мы  продолжим говорить о традиционных игрушках обских угров.

     Игры  девочек  связаны  большей  частью  с  куклами.  Осмысление  мира начинается с игры. Прежде чем отправиться на войну, разыгрываются боевые турниры. Люди продолжают играть до тех пор, пока, что-нибудь предвкушают и к чему-нибудь готовятся. С детской игры начинается взрослый обряд, в игре принимают  участие  «маленькие  боги»,  образующие  своеобразный  детский пантеон. Ранние годы полны беззаботных игр, зрелые – строгих ритуалов. Нить человеческой судьбы незаметно тянется от первой игры до последнего ритуала. Акань – еще игра, но уже обряд. В том, как сложится жизнь акань, угадывается последующая судьба хозяйки. Куклы изготавливались из разных материалов. В  такие самодельные куклы, сшитые из ткани сукна или меха, белки или оленя, утиных голов и клювов играли наши бабушки, мамы. Куклы эти рядом с хантыйскими мальчиками и девочками, словно настоящие члены семьи. Куклы дарили своим родственникам и сами получали в подарок. Вместе  с  маленькими  хозяйками  куклы  отправлялись  в  летние  деревни,  в оленеводческие стада, на рыбалку, на праздники. Первой игрушкой каждой мансийской и хантыйской девочки становилась кукла – акань,  которую  для  нее  шила  мама  или  бабушка.  Изготовить  такую куклу было совсем просто:  туловище представляет свернутый жгут из лоскута, к нему пришита широкая юбка с несколькими полосками, а на голове – косички из  ниток  и  платок.  Если  изготавливали  куклу - мужчину акань ики – одежду шили  короче,    а  к  туловищу  прикрепляли  кусочек  сукна,  разрезанный  снизу надвое,  имитируя ноги. На голове не забывали прикрепить  косички, т.к. по традиции  мужчины  тоже  носили  косы онтэв  сэв ,  скрепляя  их  бисерными накостниками. Наблюдая, как шьют бабушка или мама акань , девочка сама бралась за иголку, и на свет появлялась целая кукольная семья – кукла - мать, кукла - отец, старшие братья и сестры, малыши – совсем, как в собственной семье. При этом девочка шаг за шагом осваивала науку шитья: в начале платья акань украшала простыми  полосками,  а  потом  хотелось  сшить  узоры  сложнее,  в  ход  шли обрезки меха или пестрые шкурки с утиных головок . У каждой девочки есть куклы женского и мужского пола, куклы - дети. Они отличаются лишь одеждой. В играх изображается жизнь, трудовая деятельность и досуг всех членов семьи. Чаще всего, кукла – это дочка, а сама девочка – мама. Она ее кормит, укладывает спать, качает в игрушечной колыбельке, гуляет с нею , воспитывает, шьет ей одежду. Ухаживая за куклой - дочкой, девочка познает традиции  ухода  за  ребенком  в  своей  хантыйской  семье. Часто куклы  олицетворяются с обычными людьми, живут своей жизнью. Они спят, едят, ходят на охоту и рыбалку, поют песни, ездят друг к другу в гости, исполняют ритуалы. Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и кукольное хозяйство (предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи,  сукна,  кости  животных  и  т.  д.).  Для  игр  взрослые  делали  девочкам берестяную  посуду  и  утварь,  постель,  колотушки  для  трепания  оленьи х сухожилий, скребки для выделки кожи, ступки и пестики для получения муки из сушеной рыбы. Дедушка, отец или старший брат вырезали из дерева маленькую колыбель, блюда, половники, корытца. Этого было достаточно для того, чтобы дочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой. У народа ханты существуют различные обряды и поверья, связанные с куклой. Акань служила не только для игры. С их  помощью  можно  было    унять  затянувшее  ненастье:  «для  э того  выносили куклу на улицу и вешали на сучок дерева, приговаривая при этом: «Небесный Отец! Когда ты изменишь погоду? Ведь порнэ - злодейка повесилась! (по данным Е.А.  Немысовой , порнэ – это  сказочное  существо,  олицетворяющее    злую женщину)». Если  Небесный  Отец  не  внял  просьбе и  погода  не  улучшалась,  то выносили под дождь и вешали на дерево другую куклу – акань, приговаривая: «Небесный  Отец!  Всем  надоело  твое  ненастье!  Видишь,  теперь  и  хорошая мощнэ повесилась!  (мощнэ – добрая  сказочная  женщина)».  Такое  средство действовало безотказно – расходились тучи, выглядывало солнце. С  куклами девочки  коротали  долгие  зимние  вечера,  ведь  по обычаю, с наступлением сумерек дети не должны были оставаться на улице, а играли в спокойные домашние игры. Ложась спать, девочки укладывали спать акань,  но нужно  было  обязательно  покусать акань за  голову,  так  как  существовало поверье, что если девочка не покусает ее, то акань ночью укусит ее за большой палец  ноги.  По  данным  Е.А.  Ерныховой, кукла  могла  стать  вместилищем человеческой души, по поверью, во время сна душа покидает свое тело. По данным  В.М. Кулемзина , игрушки девочек представляли собой набор женских предметов быта в миниатюре и кукол, у которых отсутствовали черты лица , т.к.  родители  препятствовали  играм  с  покупными  куклами,  у  которых были изображены рот, нос и глаза. Такие куклы, забытые детьми в лесу, могли якобы превратиться в духов и, не получая затем жертвоприношений , приносили вред . Вопрос  об  особенностях  хантыйской  куклы  продолжает  оставаться недостаточно освещенным. По данным  С.В. Иванова, она имела не связанное с религиозными изображениями  происхождение,  а  отсутствие  у  нее  лица  было вызвано боязнью сделать  куклу похожей на изображение духа. Когда случалось несчастье  в семье, изготавливали куклу, которая имела важное  обрядовое  значение, иттарма – культово - ритуальное  изображение (вместилище  души)  умершего. Она  представляет  собой  небольшую  куклу (высота 15 - 20 см ), вырезанную из куска дерева (отщеп от угла дома или доски гроба),  «лицо»  или  «сердце»  которой  обозначены  металлической  накладкой (монетой) . У ханты,  манси и ненцев, живущих на большой территории, были разные куклы.  Различались  не  только  хантыйские  куклы  от мансийских,  но существовали  локальные  особенности    кукол. Куклы  казымских  и  обских ханты, как и  мансийских, называются акань, а куклы  восточных  ханты (юганских,  аганских) – пакы . Они  отличаются  не  только  одеждой,  но  и способом изготовления головы. Каждая кукла имеет возраст, пол, характер. Она представляет фигурку человека, состоящую из головы и туловища. Если акань олицетворяет девочку, то голову куклы шьют из разноцветных полосок светлой ситцевой ткани, накладывая их одну на другую. У кукол платья были разные по фасону, по цвету и по числу полосок. Их платья  изготавливают    точно  так же, как  женские  платья  в  жизни.  Для мансийской акань достаточно выбрать один цвет полосок, например, желтый или розовый на красном фоне. У  ханты основной цвет полосок – белый. На белом фоне можно выполнить чередование синих, зеленых и красных полосок. У ненцев кукла - это продолговатый кусочек сукна (10 - 15 см ) с нашитыми на него полосками. У кукол, представляющих мужчин, головой служит клюв гуся. У кукол - женщин голова – клюв утки. Куклы не имеют ног, рук, лица. Зато вместо  лица,  рук  и  ног  кукла  имела  богато  разукрашенную  одежду. Весь материал : мех , лоскутки, ленты, бисер и бусы , – подбирался так, что одежда кукол являлась копией мужской и женской одежды .

 

Материал подготовила Трухнова Н.А. методист МБУК «Музей истории и ремесел Советского района»

#сидимдома, #рубрикаремеслаЮгры, #музейсоветский, #музеиюгры, #Культура86, #департаменткультурыюгры

Используемая литература:

  1. Кулемзин В. М.  Васюганско-ваховские ханты в конце Х1Х –начале ХХ вв.: этнографические очерки  / В.  М.  Кулемзин,  Н. В. Лукина. –Тюмень: Мандр и К, –2006г.
  2. Матюков  А.  К.  Ремесла  обских  угров  по  материалам  семинаров этнографического  музея  «Торум  Маа»  1999 -2003)    /  А.  К.  Матюков З.  Н.Лозямова;    под  ред.  Т.А.Клименовой. –Ханты-Мансийск:  ГП «Полиграфист», –2004г.
  3. Немысова Е. А. Акань-хантыйская кукла  / Е.А. Немысова З.Н. Лозямова // ж.  Северные просторы. N4, –1989г
  4. Решетникова Р. Г.  Мир  игрушки  ханты /    Современное  состояние  и перспективы   развития   этнографических   музеев   Ханты-Мансийского автономного округа в новом тысячелетии // под. ред. Я. Г. Солодкина, Т. А. Клименовой –Ханты-Мансийск : ОАО «Информационно-издательский центр», –2005г.

 

Иллюстративный материал :

  1. https://etno-centr.hmansy.muzkult.ru/gil-12/