«Ремесла Югры» - «Работа с тканью»
Здравствуйте дорогие друзья. Вас вновь приветствует рубрика «Ремесла Югры». В культуре обских угров ткани являются традиционным материалом, о чем свидетельствуют исследования древних традиций ткачества и традиционной одежды хантов и манси. По сырьевой основе все привозные и покупные ткани разделяются а три группы: шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные
К числу наиболее широко применяемых хантами и манси шерстяных тканей относится сукно. Из сукна шьют плечевую одежду, обувь виды, пояса, шапки. Сукно используют при изготовлении женских украшений, головных повязок, ложных кос, нагрудников. Из сукна делают сумки для хранения рукоделия и игольницы, покрывала для нарт невесты, наволочки для подушек, оленьи пояса. Сукно является одним из основных материалов при шитье культовой атрибутики, жертвенной и ритуальной одежды. Многочисленные суконные одеяния и приклады хантыйских и мансийских «идолов» не раз отмечались исследователями XVIII-XXвв.
По данным археологии в период средневековья, а затем и нового времени шелковые ткани на территорию Западной Сибири импортировались из восточных и юго-восточных центров. Анализ языковых данных указывает на заимствованный характер этих материалов у хантов и манси. Этнографическая литература XIX-XX вв. представляет шелк как один из материалов, применяемых для шитья одежды почитаемых божеств, и для даров, приносимых на священные места.
Судя по этим описаниям, из шелка шили халаты, шапки, делали пояса и платки. В конце XX из шелка стали шить также праздничную мужскую, женскую и детскую одежду. рубахи, рубахи-платья, халаты, навершницы для малиц, платки Посредством импорта обские угры были знакомы и с хлопчатобумажными тканями. Однако в отличие от шерсти и шелка хлопок являлся новшеством, которое заменило домотканое полотно. В источниках XVIII в. упоминания о таких тканях малочисленны ,однако из них следует, что хлопчатобумажные ткани применялись как для обыденной мужской и женской одежды, так и для жертвоприношений. К концу XIX - началу XX вв. хлопчатобумажные ткани преодолели все ограничения, стали использоваться повсеместно, постепенно вытесняя домотканину. Этот период совпадает с развитием хлопчатобумажного производства в России. Традиционно на территории Югры развиваются такие приемы, как аппликация, лоскутное шитье (мозаика).
Аппликативными орнаментами ханты и манси украшают одежду и утварь из ткани и меха, нашивая вырезанные из ткани узоры мелкими стежками потайным швом. Наиболее распространенным видом аппликации являются нашитые полоски с зубчиками. Во второй половине XX в. аппликация на ткани приобрела сложную орнаментальную структуру. Помимо полос, волнистых треугольников, стали использоваться сложные орнаменты, характерные для мозаики. Наиболее широкое развитие аппликация получила у обских хантов, где в этой технике выполняются сложнейшие геометрические узоры. Нанесение узора техникой аппликации производится одинаково контрастным цветом. Сами же обские мастерицы говорят так: «По Оби проезжает много людей, поэтому мы должны быть нарядно одетыми». Этим они объясняют большую узорчатость своих платьев и халатов. Подушки продолговатой формы орнаментируются отдельными секциями по всей длине изделия. В большинстве случаев используются стилизованные изображения, нашивается розетка с прямолинейными очертаниями. Игольницы из сукна варьируются в зависимости от территории бытования. Встречаются игольницы круглой, овальной, прямоугольной форм. Основной тип декорирования - суконная мозаика, отделка конструктивных и декоративных швов сукном, подшейным оленьим волосом. Широко используется бисер, бусы, металлические отливки. Куклы (акань, паки) изготавливаются из лоскутков цветной ткани. Основу куклы составляет плотно свернутая ткань или разноцветные кусочки ткани, свернутые в форме овала или спирали. К основе пришивают одно или несколько платьев, халат, меховую шубу, платок (одежда варьируется). Дополнительными украшениями являются косы из жгутов шерстяной пряжи, а также бисерные низки. Одежда для кукол изготавливается из лоскутков ткани в соответствии с традиционными канонами.
Используемая литература: 1)Алквист, А. Среди хантов и манси. Путевые записки и этнографические заметки пер. с нем. и публ. д-ра наук Н.В. Лукиной / 2)Бауло, А.В. Культовая атрибутика березовских хантов: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2002. 3)Богордаева.А.А. Традиционный костюм обских угров/А.А.Богордаева. - Новосибирск : Наука, 2006. - 239 с.
Материал подготовила Трухнова Н.А. методист МБУК «Музей истории и ремесел» | |