Рубрика: Рождение кукол (болотного народа) «Нерым ях»
Куклы-растения. Почти все предметы этой категории выполнялись из ткани и ниток. Растения представлены различными видами деревьев, ягодных кустарников и болотных ягод. Куклы-ягодки (канэк пакыт) также делались из ткани. Небольшой кусочек ткани формировал головку, которую помещали в прорезь в центре прямоугольного или квадратного лоскутка-платка, фиксируя нитками на «шее». Такая кукла не имела волос и тоже была малоподвижна, в основном она сидела, расправив вокруг себя подол платья. Среди кукол-ягодок выделялась Морошка в красном платочке. Это было обусловлено представлениями о морошке как особой ягоде — первой и самой сладкой ягоде-лакомстве сезона сбора даров природы. Существовал народный обычай надевать на самую крупную ягоду-морошку во время первого сбора лесного урожая специальный красный платочек. По-настоящему сбор ягод начинался только после такого приношения платка. Ярким персонажем среди кукол – ягод является «Клюквинка» (пан сэмэли). Клюква – болотная ягода. Эту ягоду ханты предпочитают собирать весной, потому что она, пролежав под снегом, становится более сладкой. Постоянной соседкой Клюквинки является травяная куколка «Травы пырея косичка» (пом савэли) – это парные персонажи одной сказки. В ней рассказывается о том, как жили две подружки – Клюквинка и Травяная косичка. Клюквинка была рукодельницей, а Травяная косичка – ленивицей. Намаявшись с подругой, Клюквинка однажды ушла от нее на болото. Травяная косичка, наголодавшись, отправилась на поиски своей подруги, да и осталась на болотах пыреем, согревающим клюкву до весны. Куклу -Травяная косичка устанавливают с опорой на косу. Как правило, таких кукол делают много и ставят тесной шеренгой, изображая растущую траву. Источник: Коллекция «Куклы Нёрым-ях» Сургутского краеведческого музея. Фото с сайта www.maam.ru Материал подготовила – Д.М. Терещенко | |