«Традиции в глине» - Абашевская игрушка
· Место и время зарождения Игрушечный промысел возник в середине XIX века в селе Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии (сейчас Спасский район Пензенской области).
· История промысла Жители села Абашево занимались изготовлением глиняной посуды. Секреты промысла передавались от отца к сыну, существовали целые династии мастеров абашевской игрушки. Обучать начинали с 8 лет. Активное развитие абашевской игрушки приходится на XX век, когда большинство мастеров по изготовлению глиняной посуды уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Именно тогда большинство из них занялось изготовлением забавных свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг. В конце 1920-х промысел приобретает известность благодаря Лариону Зоткину, талантливому мастеру из Абашево, автору многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Возрождение абашевской игрушки наступило только в 70-е годы. В 1962 г. была открыта керамическая фабрика, использовавшая абашевскую глину для литья бытовых скульптур малых форм.
· Отличительные черты У абашевской игрушки – очень характерный облик, его ни с чем не спутаешь. Их образы фантасмагоричны: длинное туловище, вытянутая шея, маленькая аккуратная голова с ушками или рожками, короткие ноги и, конечно, невероятные рога, которые превращаются то в ёлочку, то в солнце, а то и вовсе закручиваются кольцами. Самые обычные домашние животные благодаря этим рогам становятся сказочными. И обязательно у каждой фигурки должен присутствовать хвостик-свисток. Даже если мастер лепил фигуру барышни, он давал ей в руки птичку-свистульку. Волшебство абашевским игрушкам придают также пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы. Есть у них и собственный орнамент: он состоит из чешуек и наминов (когда глина проминается острой палочкой или пальцами). Часть сельчан были староверами. Это отразилось на творчестве мастеров: к примеру, у одного из постоянных персонажей — золоторогого оленя — есть многоярусные рога, напоминающие лестницу. Так выразили гончары старообрядческий религиозный мотив: лестницу к Богу. Абашевская игрушка считается оберегом: Барыня — символ женской чистоты, целомудрия. Всадник — жених для девушки, верность долгу. Коровка — символ плодородия. Козлик — символ упорства в достижении цели. Собачка — символ верности и дружбы. Собачка со щенком — символ материнства. Олень — символ единения с природой. Барашек «золотое руно» — символ достатка. Птичка — символ творчества Лев — символ власти. А еще лечебная глина, которая используется для лепки, и доброта, вложенная руками мастера, снимает тревогу, стрессы, оберегает семью от всего дурного, от темных сил.
· Виды и сюжеты игрушек Постоянные герои абашевской игрушки — это петухи, павы, собаки, козы, лошади, офицеры, барыни, фантастические существа (наполовину люди, наполовину животные), а также… городовые. Поскольку староверы отрицали институты государственной власти, сатиру на их представителей стали выражать в промысле. В глине они высмеивали тех, кто пытался стать богаче за счёт других. Поэтому среди абашевских игрушек встречаются неповторимые образы - городовой-кентавр, откуда-то тянущий двух куриц, монарх в виде барана с человеческим лицом и другие сатирические персонажи. Мастера лепят фигурки людей, причём не простых крестьян, а важных персон. Абашевский мужичок – это всегда военный человек, генерал. У всадников на коне есть характерные детали мундира, которые позволяют отнести появление образа к началу 19 века, конкретно – к войне 1812 года. Это кивер, эполеты. Существует подтверждение, что жители села Абашево и ближайших сел, как и многие другие русские крестьяне, действительно служили в войсках, воевали с Наполеоном. В том числе, упоминаются и те, кто служил в кавалерии. Один из наиболее странных и распространенных абашевских образов – олень. В Абашево лепят оленей трех видов: - С обычными рогами. - С рогами в виде «елочки». Олень с такими рогами - это традиционный знак абашевских гончаров. Ель, по мнению ученых, связана с древом жизни. - С рогами «солнце». Исследователи считают, что олень непосредственно связан с солнцем по представлениям древних еще дохристианских времен. В очень многих культурах – и земледельческих, и кочевых, встречается образ оленя, несущего на своих рогах солнце.
· Технология изготовления Мастера используют минимум приспособлений. В своей работе мастер использует глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. Готовые фигурки просушиваются и обжигаются. Раньше изделия из местной глины в Абашеве обжигали в горнах - сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м и высотой 2 м. Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глиняные изделия березовыми или дубовыми дровами.
· Роспись игрушки Характерна и абашевская роспись. В старину игрушки либо оставляли не раскрашенными вовсе, либо покрывали глазурью, как и посуду. В начале 20-го века для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Основные мотивы росписи - природа, окружающий мир. В ней присутствовал некий символизм, поскольку каждая краска использовалась с определённой целью. Основные цвета – красный, синий и зелёный. В этом прослеживается глубокий символизм. Фигурку делали однотонной, только у барынь верхняя и нижняя части наряда отличались. - Красный цвет олицетворяет солнечный свет. - Синий – небо и воду. - Зелёный – траву и весеннее пробуждение природы. Рога, чешуйки и мелкие детали нередко покрываются золотом или серебром.
Материал подготовила – Алексеева Н.Ю.
Источники: https://xn--k1abfdfi3ec.xn--p1ai/history/view/225
ФОТО: 2. Пензенская область. Родина абашевской игрушки 3. Игрушки Л.Ф. Зоткина из коллекции Н.М. Церетели. 20-30 е гг. 4. Налепной орнамент абашевских игрушек 5. Неокрашеные традиционные олени ЗАО - Абашевская игрушка 6. Традиционные виды оленей в абашевской игрушке. ЗАО «Абашевская керамика» 7. Абашевская игрушка «ПОЛКАН-ГОРОДОВОЙ» Т.Н. Зоткин (1960-1970-е годы) | |