Рубрика "Традиции в глине" - «Дагестанская глиняная игрушка»
Аул Балхар Акушинского района Республики Дагестан является одним из главных центров гончарного ремесла. Этот край славится большими залежами глины, причем, нескольких видов. Древняя легенда гласит, что гончарное искусство открыл местному населению бедняк по имени Калкуччи. Однажды он увидел на берегу водоема ребятишек, лепивших что-то из глины, и решил последовать их примеру. Овладев этим мастерством в совершенстве, Калкуччи рассказал, как обращаться с глиной и другим. Лучше всего этому виду искусства научились женщины. И действительно, с давних времен гончарное дело здесь было исключительно женским ремеслом. Балхарские мастерицы часто лепят: * сувенирные колокольчики; * фигурки людей и домашних животных - лошадей, козликов, баранов и осликов; *встречаются игрушки диковинных верблюдов и неведомых зверей; *художественные композиции - бытовых сценок, отображающие простую, полную трудов повседневную жизнь горцев; *детские свистульки - «свистелки», «шутухи» – агул.; «писпияр» – лезг.; «шут» – табас., предназначенные для детей, призванные отгонять от ребенка злых духов, демонов.
Раньше женщины подготавливали глиняные изделия в летние месяцы и обжигали их зимой, мужчины круглый год продавали изделия, разъезжая с ними по всему Дагестану. Балхарки редко выезжали из своего аула. Видимо, поэтому и сохранились здесь древние декоративные традиции в украшении глиняных изделий. Сейчас обжиг производится в печах, называемых местными жителями - «чара». На первом уровне такой печи располагается пламя, а на втором устанавливают изделия для обжига. Растапливать печку принято на кизяке - органическим топливом, что придает балхарской керамики неповторимый живописный эффект: от нежно-розового до темно-серого. Как отголоски древних ритуалов сохранился в Балхаре обычай украшать "чару" (печь для обжига) коровьим или бараньим черепом с рогами для того, чтобы процесс обжига прошел благополучно. Во время обжига, длящегося трое суток, устраивалось ритуальное пиршество с обжиганием бараньих голов в свежевыгребенной золе. Для росписи заготовок перед обжигом используется в качестве краски белая и желтая глины. Причем, желтая глина после печи обретает выразительный красный оттенок. Штриховка, волнистые линии, точки, спиралевидные, изгибающиеся, симметричные рисунки узора - все это используется для украшения изделий. Рисуют сразу, без набросков – на глаз, самодельными кистями. Роспись балхарской посуды и фигурок – это чистая импровизация и полет фантазии. Смысловая нагрузка орнамента традиционна – оберег. Элементы, которые имеют определенное символическое значение, на протяжении длительного времени не претерпели существенных изменений. На каждое изделие мастерица ставит свой автограф (ресничку, один или два штриха, условное изображение руки, лапки и т.п.), чтобы отличить свое от чужого. Этот автограф передается от матери к дочери, затем к внучке и т.д. В орнаментике встречаются элементы, характерные для дагестанской керамики, начиная с 3 тыс. до н.э.: спирали и концентрические окружности, круг и ромб с перекрестием, символы плодородия, древо жизни и т.п. И, хотя, многие элементы утратили древнее смысловое значение, они, по-прежнему, широко распространены в росписи балхарской керамики. Малоизвестная за пределами Дагестана, балхарская керамика завоевывает в последнее время все больше поклонников и ценителей этого вида искусства. Все чаще можно увидеть удивительную балхарскую керамику на выставках и в музеях, ведь это настоящее чудо горного Кавказа.
Материал подготовила – Алексеева Н.Ю., методист ОДПТ МБУК «Музей истории и ремесел Советского района».
| |