Рубрика "Традиции в глине" - Филимоновская игрушка

 

Филимоновская игрушка — это еще один старейший народный художественный промысел  России. Зародился  он в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Впер­вые упоминается филимоновская игрушка в летописях  XVI века.  Как и многие другие потешные промыслы, филимоновская игрушка зародилась на фоне гончарного ремесла, которым занимались мужчины на протяжении многих лет в деревне Филимоново. Пока мужчины трудились над серьезными работами, женщины и дети лепили игрушки, т.к. считалось это легким делом. Свистульки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках. Использовали пластичную глину «синику», которая после обжига становилась белой.
Высушенные изделия ранее обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига используют муфельные электрические печи. Не смотря на появление новых сюжетов, которых насчитывают более пятидесяти, стилистические особенности остаются неизменны.

Карта Тульской обл.

Евгений Журов. Филимоновские мастерицы. (фрагмент) 1996, частное собрание

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист,  мальчик на петухе, всадник,  солдат с гусем.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы -  петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка,   карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

А также фигурки несут в себе определенное значение.

Барыня – это берегиня. Символ домашнего очага, тепла и любви. Олицетворение Матери-природы. Это символ продолжения рода и всего живого.

Медведь – один из самых почитаемых в славянстве символов — это образ тотемного предка, хозяина, могущество, добро, олицетворение пробуждающейся природы. Медведица с медвежонком — защитница семьи, аналог берегини. Существует поверье, что именно медведица родила первую женщину, отсюда и почитание медведей, как покровителей не только женщин рожениц, но женщин в целом.

Олень – тепло и плодородие, защита. Ветвистые оленьи рога символизировали Мировое Древо.

Конь – символ солнца, воды, плодородия, света, времени и богатырской силы.

Всадник на коне – это с одной стороны воин, защитник. А с другой это образ солнца и света.

Корова – благополучие и спасение. Животные с рогами, вообще, почитались в древности: считалось, что они носят на своих рогах солнечный диск.

Волк – как ни странно, любовь и добро.

Петух – это сильнейший оберег, свет и солнце, мечта о счастье. Олицетворение наступающего дня. Славяне считали, что петух — вещая птица, что он отгоняет своим криком злые силы, разрушает чары. А вот сидящие друг против друга петухи — обозначали плодородие.

Утка — женский символ, связанный с культом Великой богини. Это покровитель всех женских ремесел, защитник семьи.

Собака – верный друг и помощник.

Птица – это свет и счастье, посредник между мирами.

Князева Анна Ивановна (1901-1984) Игрушку лепила
в 1950-1970 гг.

Изготовление филимоновской игрушки

Одной из главных особенностей филимоновской игрушки - вытянутые шеи у людей и животных. Форма игрушек простая, пропорции вытянутые, без мелких деталей, тонкое тело с плавными изгибами. Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной.

 Роспись - трехцветная, яркая и лаконичная. Использовались в основном желтая, красно-малиновая и зеленые цвета, реже брали синий и фиолетовый.  В элементах росписи почти всегда встречаются два основных мотива: символ солнца и, так называемое «древо жизни» - это узор, напоминающий еловые ветки. Кольцевые линии, которыми украшена вся игрушка, заключают в себе добро и свет. В росписи следовали определённым правилам и строгим порядкам - желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным, формируя узоры, и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Глина синика. Мк по изготовлению в музее филимоновской игрушки, Одоев, Тульская обл. filimonovo-museum.ru

Технология лепки барыни

Этапы изготовления игрушки

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла Елена Ивановна,  Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна.

В 2009 году недалеко от деревни Филимоново, в городе Одоеве, открылся музей филимоновской игрушки.

С 2013 года в Одоеве проводится фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки деда Филимона».

Символы росписи

Узоры росписи

Доярка. Фото музея «Филимоновская игрушка»

Источники:

https://www.culture.ru/materials/254549/istoriya-filimonovskoi-igrushki

https://filimonofskay-igrushka.ru

http://filimonovo-museum.ru

#всеоремесле, #традициивглине, #сидимдома#музейсоветский#музеиюгры#Культура86#департаменткультурыюгры