Рубрика «Традиции в глине» – «Гжельская игрушка»

Рубрика «Традиции в глине» – «Гжельская игрушка»

Гжель – это народный промысел, история которого началась более 700 лет назад в окрестностях Подмосковья, на землях богатых залежами белой глины. На ней плохо росло зерно для хлеба, зато эти земли давали хорошее сырье для производства керамики - посуды, глиняных игрушек и мелкой майоликовой пластики. В гжельском производстве нет каких-либо традиционных форм игрушки, но сохраняется народный характер искусства. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни, темы из русского быта, сказок, фольклора, птицы и звери. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме. Из-за использования для лепки двустворчатых гипсовых форм, фигурки теряли тщательность проработки модели, но сохраняли живость и выразительность пластики. Образ уточняла цветовая роспись, далекая от натуралистичного правдоподобия. Мало кто знает, но изначально типична была не синяя, а разноцветная гжель. Такая роспись практиковалась в XVII -XVIII вв. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле.

Именно со второй половины XIX века, гжель приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. 

В 60-е годы ХХ века фарфоровые фигурки перестали считаться игрушкой, т.к. керамику, как материал заменили пластмассы. С того времени фарфоровые изделия Гжели воспринимаются, как интерьерный сувенир.

Как и несколько веков назад, превращение куска глины в настоящее произведение искусства представляет собой длительный и трудоемкий процесс в производстве.

В первую очередь создается изделие в единичном экземпляре.

Оно обсуждается художественным советом, который решает запускать ли его в производство.

После этого модельщик изготавливает образец, с которого отливаются гипсовые формы.

В готовые формы заливают шликер – жидкую массу. Изделия подсушивают. 

Затем их оправляют от швов и мелких дефектов, приклеивают мелкие детали. 

После этого изделия проходят предварительный обжиг, называемый «утильным».

Окунают в фуксиновый раствор, позволяющий выявить незаметные трещинки.

Изделия без брака получают заводское клеймо и отправляются в живописный цех, где художники наносят рисунок или узор невзрачной черно-серой смесью, который после заключительного обжига приобретает, знакомый нам всем, синий цвет.

Автор фото Аделаида. Объект: объединение гжель
Автор фото Аделаида. Объект: объединение гжель (производственные предприятия)

Подсушенное изделие в форме. Фото гжельского фарфорового завода
Подсушенное изделие в форме.  Фото гжельского фарфорового завода

Автор фото Аделаида. Объект: объединение гжель
Автор фото Аделаида. Объект: объединение гжель (производственные предприятия)

Автор фото Аделаида. Объект: объединение гжель
Автор фото Аделаида. Объект: объединение гжель (производственные предприятия)

Автор фото Аделаида. Объект: объединение гжель
Автор фото Аделаида. Объект: объединение гжель (производственные предприятия)

Автор фото Аделаида. Объект: объединение гжель
Автор фото Аделаида. Объект: объединение гжель (производственные предприятия)

Скульптура «По водичку».
Скульптура «По водичку»

Талисманы леопард, зайка и белый мишка из коллекции «Сочи 2014»
Талисманы леопард, зайка и белый мишка из коллекции «Сочи 2014», фарфор. Фото гжельского фарфорового завода

Фигурка Кот Добряк
Фигурка «Кот добряк»

Материал подготовила – Алексеева Н.Ю.
методист ОДПТ МБУК « Музей истории и ремесел Советского района».

Источники:

https://farfor-gzhel.ru/info/o_zavode/

https://russianarts.online/4356-gzhel/

https://www.osd.ru/albinfo.asp?id=724