"Традиции в глине" - "Кожлянская игрушка"
· Место и время зарождения Когда возник кожлянский промысел, точно сказать нельзя, но в 30-40-е годы XIX века он был уже известен. Зародился в селе Кожля Курчатовского района Курской обл.. · История промысла и особенности игрушки Кожлянская игрушка – старейшая в России. По мнению современных исследователей, ей уже не менее 250 лет. До 30-х годов прошлого столетия в селе Кожля насчитывалось 370 дворов, и в 150 из них занимались лепкой игрушки. Лепили только женщины. Сбывали игрушку на крупных годовых ярмарках. Кожлянские игрушки попадали даже в Персию и Турцию. 20 век со своими войнами, революциями и коллективизацией, как и во многих других регионах страны, подорвали промысел. На производство был наложен запрет. Но даже в эти тяжелые годы в Кожле не оставляли старинного ремесла. Лепили скрытно, обжигали по ночам. Тяжкий труд игрушечников помог спастись многим семьям от голода. Мастера обменивали игрушки на муку или картофель. К началу 70-х, когда промысел почти угас, в деревне появились искусствоведы. Это означало, что запрет на игрушку снят, правда работать было уже почти некому. Лишь три потомственные мастерицы сумели возродить и передать новым поколениям (внукам, ученикам, исследователям, педагогам) традиции почти забытого промысла – родные сестры У.И. Ковкина и О.И. Дериглазова, а также В.В. Ковкина. Фигурки игрушек разнообразны. Популярны образы барынь, всадников на конях, тройки, птицы и множество зверушек, сценки из деревенского быта. Здесь можно видеть барышню с кошечкой, женский хоровод, медведя, оленя, кошку с котятами, петуха, крокодила с балалайкой, лису с мальчиком «на руках». Особый сюжет кожлянской игрушки — фантастические животные, принадлежность которых какому–то существу определить трудно, а также фигурки перевертыши, в основу которых положен принцип 2-х или 4-х сторонней игрушки Сырье для игрушек брали в соседнем селе Дроняеве, где издавна занимались гончарством. На игрушки шла глина кремового или синеватого оттенка жирная и липкая, та, которая не годилась для вытягивания горшков. После обжига глина изменяет цвет на бледно-розовый или телесный и, если Дымковскую игрушку мастера подбеливают, подкрашивают, то Кожлянскую – нет. Высушенные игрушки закладывали большими объемами до 1000 шт в самодельные горны и обжигали 10-12 часов. Цвет глины под воздействием высоких температур менялся из сизого в белоснежный. Размеры изделия бывают разные от 5 сантиметров до 30. Маленькие – самые простые. С них чаще всего начинают свою учебу дети, а большие игрушки считаются верхом мастерства. Краски используют самые разные: акварельные, анилиновые, чернила разведенные водой. Традиционно Кожлянскую игрушку расписывали фиолетовым, красным, жёлтым, зелёным цветом. Роспись ведется «от себя», несколькими незамысловатыми приемами: параллельными штрихами, «в клеточку», «елочкой», пятнышками типа «горошек», «звездочками». Некоторые места закрашивают полностью. Использование полярных контрасных цветов – декоративный прием, отражающий своеобразное понимание красоты в народном искусстве. Материал подготовила – Алексеева Н.Ю. Источники: https://russianarts.online/105179-kozhlyanskaya-igrushka/ https://vk.com/topic-7774790_27726383 Журнал «Народное творчество» № 3,2012 г, статья «Кожлянская игрушка» Т. Нестеренко (по материалам Т.Е. Скобликовой) Журнал «Народное творчество» № 1,1997 г, статья «Кожлянская игрушка» А. Мартыненко #всеоремесле, #традициивглине, #сидимдома, #музейсоветский, #музеиюгры, #Культура86, #департаменткультурыюгры ФОТО: 1. Кожлянская игрушка http://kgkm.kursk-museum.ru/2018/04/10/слайдер/ 2. Курская область. http://www.pragmema.ru/ 3. Игрушки в печи после обжига. Фото Л. Тимофеевой 4. Ковкина В.В. Кожлянские игрушки. 1970-е гг. Курская обл. 5. Перевертыш - глиняная свистулька потомственного мастера В.В. Ковкиной 6. Дериглазова О.М., Ковкина У.И. Игрушки-свистульки 7. О. Дериглазова. Крокодил. 1974 8. ООО «Кожлянская Игрушка». 9. Современная курская игрушка, копилка, свисток Перевертыш, Н. Петрова | |