Рубрика "Традиции в глине" - "Кыргызская керамика"

Кыргызы являются одним из древнейших народов Средней Азии. Они известны в исторических источниках с конца III в. до нашей эры. Кочевой уклад жизни кыргызского народа ограничивал возможности развития искусства, но художественным вкусом и мастерством отмечены многие предметы национального быта. 

Шедевры кыргызского прикладного искусства никогда не теряли своего народного характера и воплощали в себя лучшие художественные традиции, передававшиеся из поколения в поколение.

Среди многочисленных художественных промыслов Узбекистана, керамика занимает особое место. Пожалуй, это самое древнее и самое востребованное сегодня из существующих в стране ремесел.

Блюда-ляганы, пиалы и косы, вазы, хумы и чайники, горшки и расписные игрушки, такие разнообразные по форме и очень удобные в употреблении, все они пользуется неизменным спросом с давних времен по сегодняшний день. И сегодня их отличает высокое мастерство исполнения, гармония смелой фантазии, удивительное волшебство орнаментального решения и тонкое чувство стиля в обращении с цветом.

С давних времен в Узбекистане изготавливают керамику двух видов: неполивную обожженную терракоту и поливную глазурованную керамику. С течением веков отчетливо определились и получили известность центры ремесла: Самарканд, Гиждуван, Риштан, Шахрисабз, Ташкент, Хорезм. В последнее время обратили на себя внимание работы мастеров из Денау, Гурумсарая и Каракалпакии.

Керамика этих центров четко делится на две цветовые группы: в первой преобладают синие, зеленые и белые цвета, а во второй – зеленые, коричневые и желтые. Такие вкусовые пристрастия объясняются чисто техническими причинами. В Ферганской долине и Хорезме для поливы используют древнюю ишкоровую глазурь лазурных тонов, а  желто-коричневые тона природных красителей под ней просто разлагаются. В Самарканде, Ташкенте и Бухаре употребляют свинцовую глазурь, поэтому здесь замечательно получается вся гамма красно-коричневого.

Каждый центр керамики также имеет свой неповторимый орнаментальный почерк. Изделия их до того самобытны, что даже непрофессионал, единожды сравнив изделия, уже никогда не спутает ни одну из школ.

Материал подготовила – Алексеева Н.Ю., методист ОДПТ МБУК «Музей истории и ремесел Советского района».

 

 

No Canvas Support?