"Традиции в глине" - «Скопинская игрушка»
Место и время зарождения Зародилась скопинская керамика в городе Скопин, расположенный на юге Рязанской области, на левом берегу реки Верды. Название города и промысла происходит от образа птицы «Скопа» - «речной орел», «птица-раболов». Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году. Производство было основано в 1860-х годах крестьянами братьями Оводовыми. Примерно с середины 19 в. скопинская керамика привлекла к себе внимание покупателей. Именно в то время мастера стали изготавливать неповторимую и сложносоставную скульптурную керамику. Для того чтобы обозначить, где живет незаурядный мастер, на столбе у ворот своего дома они ставили фигурные предметы в виде льва, птицы, шара и т.п. При этом соревновались в сложности и фантастичности работ. Именно это стало толчком в развитии скопинской керамики – диковинные фигуры и скульптурные кувшины. 1-ая мировая война скопинский промысел привела в упадок и только в 40-50- е гг. началось возрождение этого уникального промысла. В то время еще продолжали работать старые мастера, которые помнили все основные особенности и приемы. С 1934 года производство возродилось на Скопинской фабрике художественных изделий. В 1969 году на базе артели «Керамик» создана Скопинская фабрика художественной керамики, сейчас — ЗАО «Скопинская художественная керамика» и ЗАО «Скопинский сувенир». · Отличительные черты и сюжеты игрушек Игрушка Скопина представлена, в основном, выразительными фигурками животных и хищных птиц, рыб, среди которых больше всего медведей. К обычным персонажам здесь прибавили драконов, кентавров (Полкан-богатырь с дубинкой в руке), львов и легендарную птицу «Скопу». Среди образов скопинской игрушки иногда встречаются всадники – «солдаты». Лепятся из светлой глины. Скопинским игрушкам характерна лаконичность и простота форм без деталировки и отделки. Как таковой росписи они не имели, но декорировались разными способами. Высушенные изделия обмазывали дегтем, посыпались неравномерно размолотым порошком цветных глазурей и обжигали в ямном горне. Мастера могли использовать цветные глазури – тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавились живописно растекаясь. Могли декорировать керамику путем обварки из разных составов (мука, молоко, квас, пиво), чтобы варьировать цвет от светло-бежевого до красно-коричневого. Так же иногда применялась техника «задымления» и тогда изделие приобретало дымчато-серый цвет. Скопинский промысел практически единственный в России, где сохранена технология изготовление изделий еще 19 в. Материал подготовила – Алексеева Н.Ю. Источники: https://russianarts.online/40968-skopinskaya-keramika-2/ | |