Узоры русских росписей, Северодвинская роспись

Размеренный уклад жизни северодвинцев влек в эти края переселенцев, искавших спокойствия и мира. Культуры переплетались, традиции наслаивались друг на друга, простое крестьянское творчество превращалось в самобытное искусство. Сегодня северодвинская роспись по праву считается культурным наследием России, история которого не должна быть забыта. Чем знаменит художественный промысел Северной Двины, какие направления его представляют, и почему северная роспись сегодня считается сакральным месседжем предков? Об этом и не только – далее. Расписное искусство, зародившееся в северодвинских селах, сопричастно с традициями книжного рукописного издания. Книги в то время были не просто переписью содержания, они оформлялись не без помощи декоративных приемов, дополнялись иллюстрациями, узорами, орнаментами. И этот дух декоративности умельцы-переписчики перенесли на иную платформу – стали расписывать предметы быта, утварь. Так и появилась знаменитая северодвинская роспись. Название общее, привязанное к географическому центру производства. Иначе именуют его как Северная роспись (или с уточнением – Северная роспись по дереву). В конце 13 столетия в селах, расположенных по течению реки Северной Двины, в Вологодской и Архангельской губерниях зародился промысел расписных и резных работ. Из дерева местные умельцы производили посуду, игрушки, орудия труда, мебель и прялки – и эти предметы украшали рисунки и резьба. Северодвинский край подарил русской культуре крупнейшее направление отечественного промысла, легко узнаваемое, яркое, самобытное. В нем прослеживается тесная связь архаичных крестьянских представлений о мире, опиравшихся, в том числе, и на языческое искусство. Но не обошлось и без влияния художественных мотивов Северной Европы.Промысел под этим названием принято разделять на три равноценные группы – пермогорскаяборецкаяракульская росписи. Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились. Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия.Общие корни, базирование на древнерусском искусстве, ориентация на книжную миниатюру стали главной характеристикой северных промыслов. Техника исполнения работ напоминает книжное иллюстрирование того времени. Но каждый вид северной росписи опирается на собственную колористику, своеобразие передачи сюжетов и мотивов, акцент на доминирующих элементах и приемах оформления.Несправедливы аргументы тех, кто считает роспись прибрежья Северной Двины менее яркой и талантливой, чем знаменитую хохломугородецкую или петриковскую росписи. В сравнении невозможно идти путем выстраивания иерархии: можно только отметить характерные черты, отображавшие уклад и традиции местного населения, выбор цвета (немало зависящий от климатических особенностей региона), корни техники.

Материал подготовила – Коваль Т.В. методист ОДПТ МБУК « Музей истории и ремесел Советского района»

Источники:

https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/prostota-i-premudrost-severodvinskoj-rospisi.html

http://rusnardom.ru/musey/hudozhestvennaya-rospis-po-derevu/severodvinskaya-rospis/

http://oldchest.ru/painting/severodvinskaya-rospis/

 Н.В.Тарановская. Роспись по дереву - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.