"Традиции в глине" - «Чернышенская игрушка»
  • Место и время зарождения

Деревня Чернышино Новосильского района Орловской области - один из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России.

Благодаря тому, что в окрестностях деревни Чернышино много хорошей глины различных сортов, сформировался гончарный промысел, и подтверждение тому — найденные в деревне многочисленные обломки домашней глиняной посуды, куски черепичных крыш и дымовые трубы, а в 1928 году был найден и старый горн для гончарного производства. Недавно были найдены игрушки 16-17 вв. – это кукушки с характерной росписью, с 4 отверстиями, но без подставки. Птицу на ножке делали в начале 20 века, когда игрушки уже ставили на полку, и они уже стали предметами интерьера.

По сложившейся традиции, крестьянка ничего не получала на свои расходы от мужа и пользовалась средствами от продажи молочных продуктов, пряжи, холста, игрушек. Глиняные игрушки - это был женский промысел, мужчины никогда их не делали. Называли мастерицы свои игрушки из глины домодельными, или "ляпушками". Ремесленники продавали свои изделия только на двух весенних ярмарках, во время праздников Преполовения (Преполовены – переходяший православный праздник, середина срока между Пасхой и троицей, на 25-ый день после Пасхи, в мае месяце) и Троицы.

Долго считалось, что промысел в чернышино прекратил свое существование в тридцатых годах двадцатого века, на самом деле игрушки в деревне чернышино лепили вплоть до конца пятидесятых годов. В самом начале нашего столетия этим промыслом было занято в деревне чернышино значительное количество женщин, но как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало снижаться. В тридцатые годы игрушку лепили женщины: Чумичева П.П, ее дочери — Фомина МЛ., Клинина П.П., Аленкина Т.П. После войны продолжали делать игрушку Афанасова А.Х. и Шеляева ЕД.до50—х годов.

Анна Харитоновна Афанасова (1924 г. р.) рассказывает: "После войны недостаток был, вот мы и промышляли "ляпушками". "Захочешь папки — протянешь лапки", так бывало моя бабушка говорила, знатная была мастерица Прасковья Павловна Чумичева (1869 — 1955). А папками у нас хлеб называли. А за то, что кукушек делали, называли нас в народе "тетерошниками".

В музеях нашей страны и за рубежом хранятся работы чернышинских мастериц.

В настоящее время возрождением чернышинского промысла занимается народный мастер Фролова Наталья Николаева (1955 г.) и ее дочь Аня (1983 г.р.).

Сюжеты чернышинских игрушек традиционны: женщины, коньки, кукушки. Мужчины встречаются редко, в основном как придаток к коню. Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верованиями и обрядами новосильских крестьян. Домашних птиц мастерицы не лепят.

КУКУШКА.

Образ кукушки тесно связан с обычаями и поверьями наших далеких предков. Кукушка — "божья" птица, вещая — предвещала сроки жизни и смерти, а также она предвещала судьбу человека  и природных явлений, отождествлялась с весной. Кукушка представляла собой птичий образ женского божества, наделенного тайной силой пророчества, что приводит изначально к культу бога Рода.

Сохранились в этих местах удивительный весенний обряд "Крещение и похороны кукушки". Девицы—молодицы в "кукушечье время" с Вознесения до Духова дня (Троицы) объединялись в тайный союз между собой и высшей силой в образе кукушки.

В начале мая месяца древние славяне—язычники поклонялись Великой Богине, испрашивали "долговременного и благополучного здравия". Особенно приносились ей жертвы теми, которые слышали первое пение кукушки.

Убиение кукушки считалось преступлением".

В кукушку превращали женщину с несчастной судьбой (нарушившую нормы поведения). С этим превращением связаны большинство мифологических легенд славянского населения о происхождении кукушки.

Кукушка носитель сакральной силы, которая проявляется в народных представлениях о ней как о защитнике скота и покровительствовала хозяйственным занятиям. Крестьяне просили: "кукушка, прокукуй мою скотину!". Пчеловоды несли в жертву водяному первый рой, за что тот в награду давал им кукушку, которую надо было тайно посадить в отдельный улей, чтобы водились пчелы.

Трава "кукушкины слезы" участвовала в брачном обряде. Молодицы по корню этой травы гадали о будущем поле своего ребенка, пили отвар корней приговаривая заклинание: "кукушка роди мне сынушечку— дочушечку".

ЧЕРНЫШЕНСКИЕ КУКЛЫ.

Особенно хороши чернышинские куклы - барыни, кормилки. Младенец, полосы, ромбы, точки — эти древние знаки женщины-прародительницы, магические символы плодоносящей земли совмещаются с элементами местного костюма: сарафаном, повойником, фартуком, капором и прической начала XIX века. Обязательно присутствует элемент кукушечьей росписи. Несмотря на эти более поздние подробности, ей удалось сохранить, пронести сквозь столетия древнейший символ, связанный с культом плодородия — четко выставленные питающие груди. Этот признак говорит опять-таки о языческом происхождении чернышинской игрушки, когда она была не предметом забавы, а предметом культа, корни которого уходят в древний матриархат и в славянское родовое почитание Рожениц.

МОНАШКА

Монашка – один из образцов чернышенской глиняной игрушки. Такие фигурки пользовались большим спросом на ярмарках, они стоили дешевле других, мужчины покупали их и использовали как рюмки.

Весь мир животных и птиц сопровождал понятие "небо—солнце" и кормимльца земли Великой Матери. "Очевидно эту центральную фигуру славянского Олимпа изображала когда-то глиняная женская фигурка — богиня—покровительница в сопровождении коней, козлов, птиц" (В.В Харуздина).

Глина в Новосильском районе необычная, вязкая. Брали ее ранней весной, хранили в погребе или в других холодных местах. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжигали в общем горне, для каждого обжига готовился новый горн.

Форма коньков — свистуньков (так называли всех животных) весьма условные: приземистые, неуклюжий вытянутый корпус, маленькие ножки — бугорки, вытянутые шеи и крошечные упрощенные головки, скорее напоминающие доисторических динозавров.

Роспись игрушек напоминает оперение живой кукушки. Возможно, культ кукушки оказал влияние на роспись остальных игрушек этого промысла — коньков — свистунъков, коровок, барашков, всадников, кукол — все они также обильно украшены чередующимися полосками.

Раскрашивали фигурки минеральными красками, разведенными на яичном белке или анилиновыми красками птичьим пером из хвоста петуха — они оставляли на игрушке неровные следы — полоски. Наиболее распространенными были следующие цвета:

  • Красный
  • Фиолетовый
  • Желтый
  • Синий

Сближенность цветов и их непринужденное чередование на светлом фоне глины создавали неспешный ритм и привлекающий благородством природной гармонии колорит.

Материал подготовила – Алексеева Н.Ю.
методист ОДПТ МБУК « Музей истории и ремесел Советского района».

 

Источники:

https://russianarts.online

http://orel-promisly.ru/cherhishino.html

http://www.pragmema.ru/ru/russian-clay-toy-chernyshenskaya

 

ФОТО:

1.Чернышенские игрушки

2. Орловская область

5. Конник (со свистком)

6. Изображение птиц – кукушки

7. Кукушка (Со свистком)

9. Н. Фролова. Чернышенская игрушка на выставке-ярмарке "Русь мастеровая", Москва, 2009 г. Фото В. Леонова.


No Canvas Support?