"Традиции в глине" - «Хлудневская игрушка»
  • Место и время зарождения

Название своеобразным глиняным игрушкам было дано от наименования деревни Хлуднево, находящейся на границе Брянской и Калужской областей. Начало изготовления хлудневских игрушек датируется началом XIX века, хотя точных сведений о времени возникновения нет.

Согласно одному из местных преданий, край деревни, называемый Бобровка, был заселен в 19 веке несколькими семьями крестьян, выигранными помещиком в карты. Они и принесли в Хлуднево гончарное ремесло, которое успешно прижилось, благодаря наличию больших залежей глины. Местные же старожилы говорят, что испокон веков мужчины «тянули» горшки, делали декоративную посуду – кувшины-«колеса», самовары, а женщины лепили погремушки («грематушки»), да свистульки: «соловьи», «сопелки», «гудухи», «солопелки». В процессе работы в мастерской участвовала вся семья гончара. После все изготовленные изделия — посуда, бытовые керамические мелочи и игрушки отправлялись на базар в Сухиничи и Жиздру, где их охотно покупали как местные жители, так и приезжие торговцы.

Хлудневская игрушка стала предметом коллекционирования и изучения достаточно поздно – с конца 60-х 20 века. Этому во многом способствовала деятельность комиссии по народному искусству, которая была создана в конце 60-х годов прошлого столетия при Союзе художников РСФСР. Они занималась вопросами сохранения и поддержания изобразительного творчества деревни.

Хлудневские игрушки характеризуются простотой, граничащей с примитивностью, некоторой грубостью форм и незатейливостью росписи.

Сюжетов у хлудневской игрушки множество. Тут и привычные традиционные сюжеты и образы – петухи, кони,  козы, коровы, медведи, всадники, бырыни с детьми (няньки) или живностью (птичницы). Были и диковинные по форме звери и птицы – павлины.

Уникальными образами для хлудневской игрушки являются «барыни»-грематушки, «древо жизни», свистульки-перевертыши - отражающие простонародное понимание жизни.

«Древо жизни» - это своеобразный собирательный образ природы, дающий жизнь всему живому. Аналогов этому образу нет. Его назначение – оберег. При помощи наполнения дерева в различных комбинациях птицами, животными, людьми, оно приобретает свой особый смысл. Образ «древа жизни» появился благодаря мастерице А.Ф. Трифоновой.

Любимы мастерами сюжетные сценки с многофигурными композициями, состоящие из нескольких элементов, которые лепят отдельно, а затем присоединяются друг к другу. Почти все хлудневские игрушки-свистульки снабжены свистком с несколькими отверстиями. Спрятан он, то в хвосте коня, то представляет собой сучок, на котором примостилась кукушка или гнездо птенцов, а иногда он примазан торчком к колоколу юбки барыни или к шинели солдата.

Хлудневские игрушки лепят вручную из местных сортов глины - синики. Игрушку традиционно лепили из одного куска глины, тщательно формуя. На сегодняшний день игрущка уже имеет много лепных деталей.  Свисток («куртупка» или «куржупка») лепят отдельно из маленького кусочка глины и позже примазывают его к общему объему. Сушат на открытом воздухе в течение 2-3 дней, после обжигают в печи. Во время обжига глина под воздействием высоких температур меняет свой цвет, приобретая уникальный светло-розовый оттенок.

Поначалу игрушки были не раскрашенными. Позже их стали расписывать мелом, сажей, синькой на молоке и даже настоем ржавого железа. Также использовали краски, добытые из цветов и растений:

  • Черный – из отвара ольховых веток
  • Оранжевый – из молочая, зверобоя
  • Светло-желтая – из цветов ромашки
  • Темно-синяя – из васильков
  • Зеленая – из черной ржи
  • Желтая – из гречихи, шелухи лука

 Кисточками служили кусочки льняной кудели, соломинки и прутики, разможенные на конце. С появлением в деревне красок игрушки приобрели свой уникальный и узнаваемый вид. Краски, которыми расписывают сейчас – акриловые.

Хлудневские игрушки не расписывают полностью, а наносят цвет только на отдельные элементы— рисуют перья на крыльях и хвостах птиц, фрагменты очертаний туловища животных и схематические изображения элементов одежды на фигурках людей. Среди основных цветов, которые используются для росписи хлудневских игрушек, можно назвать следующие:

  • ярко — зеленый –символ возрождения жизни
  • синий – цвет воздуха, неба, воды, дождя
  • желтый – цвет солнца
  • оранжевый
  • розовый
  • ярко — красный – цвет земли, огня, красоты
  • малиновый
  • черный

Раньше, когда игрушки использовали в ритуальных действиях, в их роспись вкладывали совершенно конкретный смысл. Чаще всего это были просьбы о дожде, об урожае. Общий принцип росписи – роспись выступающих частей и по фону- солярные знаки. Наиболее распространенными являются полоски разных цветов, которые чередуются с натуральной окраской обожженной глины. Самые распространенные графические элементы:

  • вертикальные и горизонтальные линии- знаки воды и дождя
  • вертикальные синие и красные полосы – засеянное поле
  • вертикальная зигзагообразная лента- дождь
  • зеленые точки- колоса, зерна и травы
  • солярный знак - солнце (кресты, треугольники, квадраты, свастики)
  • стилизованные изображения древа жизни
  • знак неба
  •  ромбы
  • круги
  • точки
  • спирали
  • квадраты с вписанными в них крестами и точками

В настоящее время промысел изготовления хлудневской игрушки продолжает жить и развиваться. Секреты мастерства хранят, берегут, передают новым поколениям,  потомки тех местных гончаров, которые в течение более полутора веков создавали хлудневскую игрушку.

Материал подготовила – Алексеева Н.Ю.
методист ОДПТ МБУК « Музей истории и ремесел Советского района».

 

Источники:

https://www.showbell.ru/promysly/?st=hludnevo

https://drdk.kaluga.muzkult.ru/hludnevo

https://store.russianarts.online/collection/malchikam/product/korovka-s-ptichkoj-i-vedrom-khludnevskaya-igrushka

https://dmkaluga.ru/istoriya-xludnevskoj-igrushki

pragmema.ru

Волшебство глиняной игрушки. Часть 1./ сост. О.В. Кудина. – М.: Формат-М, 2020. – 68 с.

Поверин А.И. Русская народная глиняная игрушка: Учебно-методическое пособие.  – М.: Издательство акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2017. – 88 с.: ил.

#всеоремесле, #традициивглине, #сидимдома#музейсоветский#музеиюгры#Культура86#департаменткультурыюгры

 

ФОТО:

1. А.Г. Заборских. Колокольчики в стиле хлудневской глиняной игрушки. Коллекция О. Поповой

2. Калужская область

3. Обжиг хлудневской игрушки

4. Роспись игрушек

5. Мастерицы хлудневской игрушки

6. Т.И. Бубнёва. Барыня с птицами. 1986

7. Студницкая Анна Васильевна. "Тяни-толкай", 1980

​​​​​​​

8. Хлудневская игрушка. Фонд НХП. Выставка- Свистульки мира. История и современность, 2009

​​​​​​​

9. Хлудневская игрушка в ДМЗ Царицыно, 2014

​​​​​​​

10. Хлудневская игрушка в калужском Доме мастеров, 2018

​​​​​​​