"Традиции в глине" - «Плешковская игрушка»
Плешковская глиняная игрушка зародилась в деревне Плешково Ливенского района Орловской области в XVII веке. Плешковский промысел — один из древнейших промыслов центра России. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась “плешь” — плешина. Оттого и название осталось — Плешково. В связи с этим крестьяне не могли заниматься пахотными работами, но, в тоже время, скудная почва оказалась богатой глиной, что послужило толчком для развития горшечного производства и глиняной игрушки. Глина в этих местах замечательная, розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Издавна “тянули” плешковцы из глины горшки да квасники. “Посуду” делали, что звон”,— вспоминают старожилы. А детям на потеху да себе на радость делали игрушки-свистульки. Деревня Плешково славилась своими мастерами, глиняными товарами, ярмарками, на которые съезжался народ не только из соседних деревень, а также из Орла. Жители здешних мест утверждают, что в мае месяце в тех краях праздновали “Свистунью”. Звонким свистом выгоняли из домов и из сердец все злое да черное, что за зиму накопилось. Как именно развивался промысел, доподлинно неизвестно, поскольку данных почти не сохранилось. Есть два основных документальных подтверждения существования промысла. В них утверждается, что «промысел имеет немалую давность». К середине 20 века промысел угас, просуществовал он примерно до 50-х, а затем остались только мастерицы-игрушечницы, да и тех не много. В 80-х оставалась только одна мастерица из деревни Плешково - Иванилова Александра Михайловна (1911-1990 гг.), которая и передала свое мастерство – технологию лепки. До сих пор на территории России мастера игрушечники изготавливают детские игрушки и свистульки, сохраняя народные традиции, передавая от одного поколения другому секреты ремесла и искусства создания игрушек, народные представления о красоте, природе и жизни. Любимые сюжеты плешковских мастеров — звери (олень, лось, конь с седоком и без, коровы, козы, бараны, медведи, собаки, белки, зайцы) и птицы (только домашние – петухи, курочки и утушки). Их образы хранят все знаки русского языческого пантеона, способствующие добру и благу. В строгих формах плешковской игрушки улавливается близость к древнерусскому языческому искусству. Птица (петух, курица, утица) — главный древний смысл — это символы способствующие добру и благу. Петух - Знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, знак обретший самостоятельную жизнь души.. Отсчитывает время, возвещая о начале дня, является вестником солнца (света), связан с божеством утренней зари. Он хозяин дома, символ очага, достатка, олицетворяет мужское начало, является символом рассвета, побуждения, бдительности и призыва к бою. Петуха издавна водружали на башни, чтобы он глядел во все стороны и предупреждал об опасности. Петуха почитали как оберег. Его сравнивали с небесным огнем, недаром говорят «пустить красного петуха» - речь о пожаре. В старину обращались за помощью в заговорах:"3а тридевять земель, за тридевять морей, из - за синего моря прилетел петушок, склевывает тому рабу Божьему всякие призорища, оговорища, всякие бесинские, материнские думы. До веку и до веку. Аминь." Утица (Утка) - Знак хорошего урожая. "Где утка шла - там рожь густа" - говорили в народе. Главный смысл- оберег. В русском фольклоре добрые герои оберегали себя от беды, овладев птичьим языком и обернувшись птицей. При помощи свиста и магической глиняной птице, маги волхвы и кудесники отгоняли злых духов. “Русская троица”: - Русская троица с двумя оленями и, расположенная между ними человеческая фигура — изображение верховного божества Рода, определяющего судьбу. - Русская троица с птицами (курами) - Справа, слева птицы - солнце восходящее и заходящее зари утренней и вечерней. Справа весна-красна, слева-осень матушка. Баран - Знак богатства, знатности и жизненного успеха. Зайчик (со свистком) - Знак осторожности, предупреждает об опасности. Конь, конник — знак неба и солнца, совершающего путь по небу на колеснице, знак плодородия и хорошей погоды. Олени - Знак неба, удачного брака и обильной жизни. К тому же олень -знак славянских богинь Рожениц - матери и дочери, рожающих все живое. «Ладья» — разновидность “русской троицы”, справа и слева кони — солнце восходящее и заходящее зари утренней и вечерней. Справа — весна-красна, слева — осень-матушка. В центре — фигура Великой Богини. Также по славянской легенде дочь Солнца — Богиня Сурья, жена братьев-близнецов Ашвинов (буквально “конников”). Главная функция — помощь людям. Баран — знак богатства, жизненного успеха и знатности. Корова, коза — знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье — при виде ржаного колосящегося поля, колеблющегося от ветра, считать, что бродит “ржаной” козел или корова. Медведь - "Ведающий, где мед" - не имя зверя, а знак тайны, доступной только посвященным. Медведь наш предок, пращур, символ могущества и плодородия. Для плешковской игрушки типичен образ женщины, держащей ребенка всегда на левой руке. Баба — связь с культурой наших предков, особенно проявляется в образе плешковской бабы. Одной рукой прижимает ребенка. Тайна деторождения, которым наделена женщина, это могущественная сила отождествленная с силой плодоносящей земли. Как земля умножает зерно, так женщина умножает род человеческий. Тысячи лет отделяют нас от трипольской культуры, но женское изображение плешковской пластики удивительным образом перекликается с фигурой древнего божества — хранительницей очага, связанной с культом плодородия. Та же проработка лица (защипом обозначен нос), тот же головной убор, так же выполнена укороченная рука со свистком. Роспись плешковской бабы в основном состоит из солярных знаков — двойной крест (солярные знаки солнца), пятна с мелкими точками (знаки зерна). Иногда появляются вертикальные линии — знаки падающего дождя, и волнистые — земля, наполненная дождем. Земля и женщина в языческой культуре едины, в смысле и назначении своем. Великая Богиня, “Мать Сыра Земля” — это земля, способная дать жизнь всеми живому. «Русалка с хвостом» (птица-дева). Загадочная птица с женским лицом. Русалка у южнорусских славян - это не женщина -- рыба, а женщина-птица. Дух растительности, летала над полями, охраняла урожай, жила на деревьях. Вспомним у ПушкинаА.С.:"Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит..." С водой она тоже связана - отвечает за росу и дождь. Такой образ русалки был популярен у славян и являлся символом плодовитого урожая. Она летала над полями и лесами, была очень красивой и мудрой, каждый старался попросить совет или помощи. Технология лепки игрушек отработана веками. Плешковские игрушки-свистульки отличаются от других простым внешним оформлением и лаконичностью. Чем меньше движений совершал мастер, тем быстрее он делал игрушки. Большинство плешковских игрушек – это свистульки, но изготавливались и обычные игрушки. Мастера из поколения в поколение лепят завещанную им предками форму, лишь слегка видоизменяя ее, наделяя новым смыслом. Плешковская игрушка не просто детская забава, ей удалось сохранить архаичность, корни которой уходят в глубину истории, когда подобные изображения участвовали в магических обрядах и несли в себе знаки тотемов и богов. Форма игрушки цельная, без налепов и лишних деталей. Размер игрушки обычно не больше детской ладошки. В процессе изготовления игрушка от начала и до конца была в руках у мастера, и детали стремились вытянуть из того же куска глины. Это ускоряло процесс и в дальнейшем во время сушки детали игрушки крепко держались и не отваливались. Глаза, рот и нос персонажа наносятся с помощью тонкой палочки надавливанием, тем самым получая небольшие дырочки. По грудке животных и птиц часто делают вдавливания пальцем в качестве украшения. Характерная особенность плешковских игрушек – расположение свистка, в фигурках людей свисток находится в руке. Плешковской народной игрушки относится к промыслам, обходившимся без краски, или же использующих краску очень мало. Плешковская глина включает в себя мельчайшие кусочки слюды, что придает ей после обжига красивый оттенок и искристость, а пористость материала – то свойство, которое подсказало мастерам-игрушечникам решение в выборе декора игрушки. Краска, впитываясь, оставляет на плешковских игрушках светлые нежные тона, которые красиво сочетаются с необычным природным цветом глины. Чтобы получить симпатичные свистульки, мастеру оставалось только провести на фигурках несколько полосок. Вероятно, неосознанно для творцов, в таких игрушках проходила связь крестьянина с кормилицей-землей. Мастера Фроловы предполагают, что роспись плешковских игрушек — свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха — это знаки колоса и травы, символическое обозначение месяца мая — “травня” (древнерусское название в славянских календарях), и некогда заключали в себе ритуальное, обрядовое значение. Классическая цветовая гамма росписи плешковской игрушки – это красный, зеленый или синий цвета, иногда используют желтый цвет. Обычно цвет получают из смеси тертого кирпича и сока лопуха. Материал подготовила – Алексеева Н.Ю.
Источники: http://www.oreltoys.narod.ru/pleshkov.htm https://www.showbell.ru/promysly/?st=pleshkovskaya #всеоремесле, #традициивглине, #сидимдома, #музейсоветский, #музеиюгры, #Культура86, #департаменткультурыюгры ФОТО: 1. Плешковская игрушка 2. Ливенский район Орловской области 3. Колокольчики в традициях плешковской игрушки Автор Н. Фролова. Коллекция О. Поповой 4. Баба с ребенком свисток, Автор Наталья Фролова. 5. Конник 6. Русская троица с птицами (курами) 7. Плешковская игрушка «Ладья». Автор Наталья Фролова. 8. «Русалки». Автор Наталья Фролова. | |