"Традиции в глине" - «Романовская игрушка»
Романовская игрушка получила свое название от одноименного села Романово, расположенного в 15 км от Липецка, и которое возникло еще в XVI веке. Позднее село поделилось на части и та часть, к которой относят романовскую игрушку, стала называться село Троицкое. В XVI в. на земли Липецкого района, принадлежавшие боярам Романовым, были переселены крестьяне из с. Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии. Возможно, они-то и принесли гончарное ремесло на новые земли, богатые разнообразной глиной (черной, белой, красной, желтой). Наиболее ранние игрушки датируются концом ХIХ века, которые до сих пор находят местные жители в земле. Зола из печей служила, как удобрение. Вместе с золой в землю попадали осколки игрушек и посуды. В XIX веке, почти в каждом дворе села Романово стояли горны для обжига гончарных изделий. Крестьяне делали из глины посуду и игрушки-свистульки, часть для себя, а часть продавали. Не часто бывает, чтобы изготовление игрушек выделилось в отдельный промысел, но с «романушкой» произошло именно так. Романовская игрушка ценилась: ее охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки. За пределами области игрушки стали известны благодаря скупщикам, развозившим изделия по губерниям. В конце XIX в. игрушки меняются и по форме, и по содержанию. Простые свистульки увеличиваются в размерах, нередко до 30-40 см высотой. У петуха появляется высокий гребень причудливой формы, красивое оперение, нарисованное палочкой по сырой глине. Раскраска становится яркой, сочной, броской. Это уже не просто игрушка, а нарядная декоративная статуэтка. В послереволюционные годы гончарное ремесло стало угасать, так как упал интерес к народному искусству. В 1929-30 гг. советская власть в селах стала закрывать церкви, запрещать лепить игрушки на продажу. Почти все мастера-гончары закопали в своих огородах обжиговые горны, а с тех, кто продолжал заниматься промыслом, взимали большие налоги. Во время Великой Отечественной войны мастерам романовского промысла приходилось заниматься только гончарством, поскольку посуда на тот момент была востребована больше, чем глиняная игрушка. И лишь благодаря усилиям местных мастеров, которых остались считанные единицы, удалось сохранить секреты старинного ремесла. После войны романовской керамикой занимались дворовые хозяйства из династии Митиных-Блиновых, Царьковы, Силипковы. В селе Троицкое находится единственный в области «Центр романовской игрушки», основанный в 1986 году Виктором Маркиным. Народный мастер России, член Союза художников, он воссоздал и продолжил традиции древнего ремесла липецкого края – романовской игрушки – и уже более двадцати лет обучает искусству создавать глиняные фигурки молодое поколение. Виктор Маркин обучался ремеслу у потомственного гончара Ивана Фёдоровича Гункина, который был безусловным мастером своего дела. Иван Гункин умер в 1997 году, оставив богатое наследство: несколько его собственных сюжетов романовской игрушки стали классикой этого ремесла. Виктор Маркин также ввел новые сюжеты в образ романовской игрушки. Например, Сирин – птица счастья. Это полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. Сирин и её противоположность – Алконост являются традиционным изобразительным сюжетом русского искусства. Сейчас другие мастера берут птицу счастья Маркина как образец. Его птица сирин, которую до него никто не делал, - авторская находка. В ней он сочетает образ женщины-романушки и птицы.
Романовская игрушка привлекает своей простотой и непринужденностью. Она имеет округлые формы и нарядно декорирована с помощью засечек, гравировки и раскраски в два-три цвета. Романовская глиняная игрушка всегда была музыкальной. Это настоящие окарины, на которых можно наигрывать мелодии. Обычно свистульки имеют от двух до шести–восьми отверстий. В 1910–1920-е годы липецкие свистульки делали сильно увеличенными в размерах. Свистки, скрытые в хвостах глиняных зверей, – больше дань традиции, чем приспособление для извлечения звуков. Массивные тела стоят на четырёх конических ножках, и только рога служат своего рода знаком отличия. Традиционные приёмы насечек и проколов палочкой дополнились характерными деталями – кругами обводкой вокруг глаз и росписью поверх поливы. Интересен образ птиц и животных в игрушках. Особенность их декора — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Фантастическое зрелище — липецкие глиняные птицы. Они совершенно непохожи на скромные свистульки, театрально богаты в своих нарядах и пышном оперении, которое полукружьями расстилается по земле. Зачастую значительны по размерам: их длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги, а массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки. Архаичные женские образы лаконичны в формах, декорируются минимально, лица – условной лепки. Ребеночек, словно червячок, глаза, сделанные проколом стека – эти женщины несут свою особенную красоту из глубины веков. Раскрашивается игрушка двумя способами: поливой и масляными красками. Полива бывает жёлто-зелёная, зелёная, коричневая. Позднее на смену поливе пришли разнообразные краски: красные, бордовые, зелёные, жёлтые и чёрные. Нередко раскраска дополняется серебрянкой. Нарядные краски и мягкие очертания очень оживляют и облагораживают глиняную поверхность. Глиняные игрушки таинственным образом сочетают в себе детскую наивность и глубокую народную мудрость. Каждая фигурка – символ, застывшая мысль и непосредственный взгляд на мир. В романовской игрушке насчитывается более ста сюжетов: от простого свисточка – летящего жаворонка, до респектабельной композиции – тройки. У каждой эпохи своя свистулька. В 19 веке чаще всего лепили домашних животных. Мастера лепили уток, жаворонков, индюков, петухов, ржаных козлов, коней, коров, баранов, собак. Все они имели магический и обрядовый смысл: собака – охранитель; козел ржаной – хлебное изобилие. жаворонок - символ закликания весны (это один из наиболее древних сюжетов); индюк - хранитель домашнего очага, защитник ребенка. Маленького индюка подвешивали в колыбельку как оберег. К наиболее поздним (вторая половина XIX – начало XXв.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью. Запряжка в один конь - это самая раритетная композиция и одна из особенностей романовской игрушки, выделяющей ее среди прочих народных игрушек. Открытие Липецкого курорта вызвало к жизни новые сюжеты. В это время появился интерес к жанровым композициям – светским и городским мотивам. Сюжеты брались мастерами из жизни. Лепили то, что видели каждый день. Тут встречаются, и генералы в золотых эполетах, мчащиеся на тройке, и чинно прогуливающиеся офицеры, солдаты в папахе и барыни в богатых нарядах и в капоре. Катанье в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства. Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой. Вылепленные каждая в отдельности, фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и как бы символизирует скольжение по снегу, быстрый бег саней. В романовской игрушке значимое место занимает образ женщины – берегини, продолжательницы рода, прообраз богини Макошь. Ее ласково называют "Романушка" – хранительница домашнего очага, мать. Традиционный образ Берегини в романовской игрушке наделен чертами местного колорита. Женская фигурка одета в народный романовский костюм, где каждая деталь имеет свое значение: головном убор - символ звездного неба; красная рубаха, яркая юбка (вдоль подола идут линии – это земля, наполненная влагой), передник - символизируют землю и растительность; ряды блестящих бус – это капли дождя. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», то есть безвкусно и пёстро одета. Старинный промысел, жив и развивается стараниями замечательных мастеров В. Маркина, О. Волокитиной, С. Ильиной, Е. Смолеевской. Благодаря им романовская игрушка стала одним из символов Липецкого края, а с. Троицкое – перспективным туристическим центром региона Материал подготовила – Алексеева Н.Ю.
Источники: https://www.showbell.ru/promysly/?st=romanovo http://glina.teploruk.ru/article/romanovskaya_igrushka.html https://lib48.ru/kray/kultura/romanovskaya-igrushka
ФОТО: 1. Романовские игрушки. «Центр романовской игрушки» 2. Липецкая область 3. Иван Федорович Гункин (1928-1997 гг.) 4. Романовские игрушки – барыня и всадник 5.Без имени 6. Глиняная игрушка. Конец XIX в., д. Романово, Липецкий уезд, Тамбовская губ. 7. Маркин Виктор Васильевич. «Центр романовской игрушки» 8. Современные романовские игрушки 9. Свистульки «Сирин» 10. Запряжка в одного коня | |