Узоры русских росписей - Обвинская роспись

Во всем мире известны палехская и федоскинская миниатюры, гжельская и жостовская роспись, оренбургские пуховые платки, вологодские и елецкие кружева, хохлома, малахит, филигрань, ростовская финифть и многие другие виды промыслов. Образцы народного творчества жителей Севера свидетельствуют, что в середине XIX века на реке Обве зародилось искусство росписи по дереву. Все начиналось в раскольничьих общежитиях и мастерских. Здесь готовились иллюстрации к книгам, рисовались поморские листы – разновидность лубочных картинок, культивировались различные приемы росписей, плетения, кузнечного дела и т.п. В 1850 годах, после разорения старообрядческих поселений, жители-переселенцы с Выгозера появились на берегах Обви, они-то и принесли в эти суровые края искусство росписи по дереву. Главный узор называется обвинская роза, он располагается в центре и представляет цветок из восьми лепестков - символ солнца и жизни, союз верхнего и нижнего миров (духовного и материального), это добрый знак, символизирующий возрождение. Цвет листьев обвинской розы чередовался на противопоставлении контрастов, например, красный и белый, синий и белый, что тоже символично. В Древней Руси вкладывалось следующее значение цветов в узорах: Красный цвет был символом красоты, огня, здоровья. Белый означал чистоту и невинность помыслов, святость. Синий цвет в сакральном значении означал небесную защиту, символизировал духовную и физическую чистоту и силу. Зеленый цвет говорил о возрождении, здоровье, весеннем расцвете. Желтый означал открытость и радость, благополучие и удачу. Черный мог символизировать силу матушки-земли, плодородие, материнство. Это обычное смысловое содержание цвета. Вполне возможно, что на Обве вкладывались в роспись и иные значения. Розу отделяли от другого рисунка рядами точек, черточек, кружков, чтобы заострить на ней внимание. Прялкам в народной культуре Руси придавалось особое значение. Это был сакральный предмет быта: прялка охраняла, нянчилась, могла и наказать. Расписывались, конечно, ручные прялки, которые состояли из верхней части – лопати и шейки. Узором или резьбой покрывалась лопать. На веретене перерезали пуповину - его помещали в колыбель, а дитя матери подавали через прялку. Устройство считалось сильнейшим оберегом. Ее нельзя было давать в пользование другим. Обычно прялка сопровождала женщину всю жизнь. Выходя замуж, девушка забирала свою прялку в дом мужа. Для крепкой и счастливой жизни жених собственноручно делал прялку невесте в подарок. В мотивах росписи обвинских прялок обычно присутствовал цветок-роза с закрученной в середине спиралью, от которой как бы отлетали лепестки. Главная роза располагалась в центре росписи, такой же цветок, но поменьше, рисовали в верхней части лопаски (лопати) и у соединения с ножкой (шейкой) прялки. В орнаментах прялок на Обве можно увидеть следующие цвета: синий и зеленый; темно-зеленый, почти черный; красный и оранжевый; яркие голубые вкрапления; белый. Фон росписи делался более холодных тонов, а растительные мотивы нарисованы в теплых тонах, но могло быть и наоборот. К концу XIX века появляется мотив или образ «кудрявой веточки», рисунки становятся более колоритными, яркими, появляются геометрические узоры. Существует ряд особенностей при использовании техники обвинской росписи -использование приемов импровизации, повтора и вариации: рисунок сразу наносится на дерево кистью и красками без предварительного карандашного наброска или эскиза; композиция рисунка всегда повторяет форму изделия, подчеркивая ее; используется прием организации движения рисунка, что придает композиции пластичность; использование метафорических образов в рисунках. Русское декоративно-прикладное искусство непрерывно развивалось. Появлялись новые технические приемы, мотивы и образы. Это относится и к техническим приемам искусства Зауралья. В обвинской росписи краски смешиваются непосредственно на рисунке. К еще непросохшим на поверхности росписям добавляются фоновые тона, оттенки, что создает мягкие пастельные переходы цветов. Пробелы или доработка росписи белилами придают объемность цветам и листьям, усиливают глубину и насыщенность. Еще больше обозначить впечатление от росписи помогает прием контрастности цветов. Для этого, например, на синем фоне прописывались оранжевые или красные листья. Если роспись выполнялась по зеленому, то главный рисунок орнамента делали в красных тонах. Применялось понятие «разживки» – смягчение цвета, например, оранжевого – желтым, темно-зеленого – цветом молодых листьев. Основная задача разживки – гармонизировать сочетание контрастных цветов, моделировать, подправлять слишком резкие переходы. Для этого на кисть брали, например, оранжевую или красную краску, а на кончик наносили моделирующую – желтую, белую, голубую. С течением времени менялась не только жизнь и быт крестьян. Развивался их художественный вкус, преображающий деревянные изделия. В настоящее время удалось установить, что первые мастера появились в Сретенской и Кривицкой волостях Пермского уезда, а затем мастерство было перенято в других районах. К счастью, традиционная роспись возрождается, на ее основе появляются новые технологические приемы. Для того чтобы расписать деревянное изделие в обвинском стиле, вещь сначала грунтуют столярным клеем, расписывают гуашью, которая дает приглушенные, глубокие цвета и закрепляют лаком. Популярна роспись игрушек, украшений интерьера, столиков, детских стульчиков и других изделий для оживления предметов быта.

Материал подготовила – Коваль Т.В. методист ОДПТ МБУК « Музей истории и ремесел Советского района»

Источники: https://fb.ru/article/443004/obvinskaya-rospis-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-urala-opisanie-tehnika-izdeliya

картинки и фото взяты с интернета