Узоры русских росписей, Онежская роспись
Онежская роспись бытовала в нижнем течении реки Онеги. Старой олонецкой росписи по дереву свойственен синий, реже зеленый фон (позже появился красно-коричневый). Основой украшения был цветочный узор в виде вытянутого букета, раскинутого на плоскости. Характерной чертой является декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринужденная кистевая манера; иногда встречаются прялки этого вида, на которых роспись выполнена более сухо и симметрично. Для каргопольских росписей характерен аналогичный цветочный рисунок, порой это букет из четырех красных роз в вазоне. Листья цветов имеют простую форму. В начале XX века на роспись прялок, как и на многие другие элементы народной культуры, оказала влияние городская культура и различные художественные стили, в том числе и стиль модерн. Следы такого влияния можно заметить в росписях прялок, интерьеров и фасадов домов (в т.ч. оконных наличников, ставней).
Онежские прялки около 90 см в высоту, но более изящные, чем каргопольские. Лопастка прялки - узкая, вытянутая, прямоугольная, со скругленными углами.
На темном красно-коричневом фоне вытянутая ветвь-древо с тремя розанами в центре, завершается тюльпаном. Цветок тюльпана начинает цветущую ветвь, а два других размещены между первым и вторым розанами, среди цветов - большие, широкие зеленые листья. Верхний и нижний края лопасти обрамлены элементами, напоминающими занавеси.
Прялки украшены цветами в виде яблока с лепестками. Похожие элементы используются и в каргопольских прялках с резьбой и росписью. Эти онежские прялки выполнены на голубом фоне, который часто встречается на прялках и расписных шкафах в северных краях Архангельской губернии. Художественные особенности кистевых росписей в значительной степени обусловлены приёмом выполнения орнамента кистью от руки без предварительного рисунка. Этот на первый взгляд чисто технический момент во многом определил её стилистический характер. От него шли приёмы живописной разгадки по “чувству”красочных пятен, свобода и непринуждённость композиций, лишённой точной симметрии, разнообразные трактовки мотивов.
С культом растительности, отразившемся на народном творчестве, издавна было связано украшение дома, одежды крестьянина. Человек, в стремлении к искусству, становился мастером и только перед ним вставала тайна художества. Живые силы роста народный мастер воспевал в ростках, плодах, травах, которые изображал на предметах, окружающих его.
Материал подготовила – Коваль Т.В. методист ОДПТ МБУК « Музей истории и ремесел Советского района»
Источники: https://www.liveinternet.ru/users/5054684/post386143476/
https://www.liveinternet.ru/users/5054684/post386143476/ |