Узоры русских росписей - Пижемская роспись

Известно это древнее творческое самобытное направление с 17 века. Центром графической росписи стала северная речка Печора, а также ее притоки Цильма и Пижма (отсюда и название промысла). Староверы, которые устремлялись на эти земли, были переписчиками книг, и светских, и религиозных. Эти книга умельцы украшали красивыми заставками, рисунками и буквицами. А потом часть мастеров принялась за роспись деревянных ложек и иной домашней утвари (кроме прялок – их вотчиной была Мезень). Именно рукописная традиция старообрядцев сказалась на том, какой стала пижемская роспись. Культурологи могут привести огромное количество примеров параллели культовых пижемских узоров и заставок древних книг.

Печора – знакомый исследователям исторический оплот старообрядческой традиции. Здесь жили династии переписчиков, имена которых знала вся округа. Их заслуга в том, что появилась пижемская роспись. И сегодня эту стезю продолжают художники: и профессионалы, и любители. По сей день в их кругу появляются поводы для новых творческих споров. Например, о том, насколько допустимо в пижемской росписи по дереву включать авторские элементы. Пижемская роспись и выразительная, и познавательная, и информативная. Ольга Шелепеева, народный мастер России, много лет изучает северные росписи Родины. Ее книга о пижемской традиции стала уникальным научно-культурологическим пособием. Ольга Николаевна рассказывает, что и особенная перьевая техника, и знание мастерами архаических и христианских сюжетов, создало невероятно интересный промысел. Исследователь говорит, что у пижемской росписи есть особенная аура. И ее нужно уметь читать, расшифровывать ее послания, чтобы трогала роспись не только глаз, но и сердце. Распространено было на Печоре украшение коробов. Это были нехитрые, но привлекательные орнаментальные полосы. Правда, очень много расписных коробов привозили сюда по зимней дороге из Палощелья. У типичных мезенских изделий появились и местные конкуренты. Роспись коробов и даже сундуков в пижемской традиции не менее интересна, чем роспись ложек. Дело в орнаменте: он поистине оригинален и спутать его с любым другим русским орнаментов и правда сложно. Даже с ближайшими местными ремеслами пижемский орнамент не схож. И роспись ложек, кажется, не роднится напрямую с этими чудными узорами. Кажется, что рисуют мастера на сундуках да коробах пучки трав, связанных в узелки. Стройный, упругий, строго упорядоченный орнамент этих узоров очень своеобразен. И он действительно органичен местностью, в которой его и применяют – географический контекст печорского края определяет такую художественную строгость. Стволы ружей – еще одна интересная область применения пижемской росписи. Когда стволы покупали на ярмарках, обращали внимание на очень красивые расписные приклады. Эту красоту создавали местные мастера. И это тоже очень необычная сфера применения промысла, выделяющая его среди многих других направлений. Это был самый дорогой расписной товар на ярмарке – ружья с красочными прикладами. Расписывали пижемские изделия акварельными красками. Использовали художники черный, желтый, красный и зеленый цвета. Основным рисунком промысла был геометрический орнамент. И это одно из главных отличий пижемской росписи от других северных направлений. Орнамент выполнялся черной краской, для этого могли смешать сажу и смолу лиственницы. Черный орнамент состоял из крестов, ромбов, точек и других элементов. А вот красный и зеленый цвета, хоть и присутствовали в общем рисунке, но использовались фрагментарно, очень дозированно. Пижемская роспись проста, ее постигнуть может даже ребенок. Кажется, что оформившийся на русском Севере художественный стиль обходится бесхитростными элементами – кружочками, завитушками, звездочками, ромбиками. Но занимались росписью глубоко верующие мастера, потому символизм ее делает декоративную «перекличку» деталей более осмысленной. Важно! В ту пору верили, что незнание законов может повлечь гнев со стороны природы. Человек, который рисовал эти символы на деревянных изделиях, пытался таким образом защитить себя. Это значит, что символы служили не просто декором, но и оберегом.Простой на взгляд искушенного зрителя узор был посланием самой природе, мирозданию. Оттого нельзя считать народное творчество незатейливым, упрощенным, доступным каждому. Повторить эти элементы так или иначе смогут многие, а вот вложить в них тот же сакральный смысл под силу далеко не всем.Изучая народные промыслы, мы не просто прикасаемся к творчеству предков, но и сохраняем их мудрые и всегда актуальные философские послания.

Материал подготовила – Коваль Т.В. методист ОДПТ МБУК « Музей истории и ремесел Советского района»

Источники: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/severnaya-rospis-pizhemskaya-lojki.html

https://yarodom.livejournal.com/1518164.html

картинки и фото взяты с интернета.


No Canvas Support?