Узоры русских росписей - Великоустюгская роспись

Еще в XVI веке Великий Устюг стал крупным торговым центром.В период расцвета город был известен уникальными видами народного искусства. Одним из таких видов стала роспись по дереву и бересте.

Широко известен Устюг в XVII веке своими художниками-живописцами, многие из которых работали по вызову в Москве на царских заказах. Среди мастеров известны Иван Семенов и Иван Тольцов. Этих живописцев приглашали в столицу для росписи царских палат и храмов. Так в 1669 году художники из Устюга писали травы в Коломенском дворце. У себя на родине мастера писали иконы и предметы быта для горожан. 

Развитие устюжской росписи неразрывно связано с иконописной школой

В Устюге была своя школа иконописи. Художники писали иконы по заказу церквей и монастырей, они же украшали росписью бытовые вещи для горожан. Расписывали бытовые предметы, как и иконы, яичной темперой.

В отличие от иконописных заказов, где художники должны были точно следовать установленным церковью канонам, при росписи бытовых предметов они рисовали все, что хотели: что видели вокруг себя и что поражало их в По всей стране расходились из Великого Устюга сундуки, украшенные «травным письмом» и обитые узорно-просечным железом. В то время они были двух видов: в форме сундука-теремка и сундука-подголовка.оображение. В основе великоустюгской росписи лежит растительный орнамент. Главный элемент в этом орнаменте — незаменимый цветок тюльпана. На рубеже XVIII века древний травный орнамент, уже прошедший свое кульминационное развитие, начал быстро перерождаться. Происходило смещение основного акцента от чисто декоративного заполнения плоскости многофигурным узором к выявлению единого сюжетного изображения. Со временем травный орнамент начал быстро перерождаться. происходило смещение основного акцента от чисто декоративного к многофигурным сценкам.доминировал один сюжет. Орнаментальный узор сводился к заполнению свободного пространства. В традициях великоустюгской росписи доминирует золотистый или белый фон. Цветовое решение — охристо-желтый, красно-коричневый, зеленый-синий. черная графика в росписи выделяется три вида.

Сундучная роспись

Выполнялась на сундуках художниками-профессионалами. Её ещё называют сложноорнаментальная, узорочье, царская.

Коробеечная

На коробах, которые чаще всего делались из липового луба, реже — из осины или ясеня. Естественная поверхность луба — глянцевитая и гладкая — была удобна для росписи. Древесина почти не впитывала краску и не требовала предварительной обработки.Крышка, сделанная из дерева, грунтовалась составом из мела и клея. Поверхность наружных стенок короба делили широкими вертикальными полосами на ряд прямоугольников. В каждом из них рисовали какую-нибудь жанровую сценку.Когда площадь прямоугольника казалась художнику слишком большой, он вписывал в него еще круг или овал, а уже потом птицу, зверя или человека на коне. Вся остальная поверхность короба заполнялась растительным орнаментом. Художник не оставлял свободным ни одного уголка. Лилиеподобные цветы, листья, веточки с ягодами вырастают из-под копыт коня, из окаймляющих роспись рамок или окружают людей с кубками, зверей и птиц. Яркие черные, зеленые, красные, желтые цвета, подобранные с удивительным вкусом, делают короб празднично-нарядная.

Коробеечная роспись отличается от сундучной. Автор расписывает короб так, как когда-то вырезал на доске: резкими и быстрыми линиями схватывал основное, опуская детали. Он не пытался придать изображению объемность, не заботится о правильности рисунка. Но, несмотря на это, коробеечная роспись очень выразительна. И пусть сундучная и коробеечная росписи различны, что объясняется уровнем мастерства, в технике этих росписей много общего: и в той, и в другой сначала наносился черный контур, а потом рисунок раскрашивался. И в той, и в другой сюжетные сценки окружены растительным орнаментом, который превращает роспись в нарядный цветной ковер, а красочная гамма состоит в основном из двух цветов — красновато-коричневого и синевато-зеленого.

Сложноорнаментальная роспись

Представляет собой многоцветное узорочье беспокойных, динамичных орнаментальных композиций, составленных из переплетающихся стилизованных цветов и трав. Выполнялась также на внутренних стенках сундуков, как и сундучная.

В наше время великоустюгская роспись перешла в разряд редких. До недавнего времени  в Великом Устюге работала фабрика «Великоустюгские узоры», но в 1990-х годах бригаду художников распустили, про роспись, казалось, забыли. Сейчас она возрождена благодаря нескольким мастерам, которые занимаются ремеслом в свободное время и обучают всех желающих в центре народной культуры «Лад», в городе Великий Устюг.

От традиций устюгской школы в новых росписях сохранились золотистый фон, графичность рисунка, «бегущий зигзаг», окаймляющий композицию в целом или ее части, а также образы животного мира и древнерусской фантастики.

Любимыми персонажами были и остаются: бегущий олень, орёл, Кентавр (Полкан), грифон, птица Сирин, Александр Македонский — герой произведения «Александрия», хорошо известного на Руси.

Фон всех композиций заполнен черными точками, имеющими декоративное значение, что указывает на тесную связь с устюжскими эмалями.

Новый орнамент сохранил также один из графических элементов древнерусской миниатюры 12 — 15 веков, дольше всего живших в искусстве Севера — тонкий стебель, перечеркнутый поперечными штрихами и кружками.

В XVII веке аналогичные штрихи встречаются в работах живописных школ северодвинского края. Вплоть до начала XX века народное искусство сохранило этот графический прием в борецкой и пермогорской живописных школах.

Материал подготовила – Коваль Т.В. методист ОДПТ МБУК « Музей истории и ремесел Советского района»

Источники:

https://www.showbell.ru/promysly/?st=ustug

https://russianarts.online/67261-velikoustyugskaya-rospis/

картинки и фото взяты с интернета: Набор фото выпущен в 1990 г. (Аэрофлот, авиареклама) и любезно подарен мастерами из Великого Устюга на фестивале "Голос ремёсел" в Вологде, 2017 г.

​​​​​​​

​​​​​​​

​​​​​​​

​​​​​​​

​​​​​​​

​​​​​​​

​​​​​​​