Узоры русских росписей - Вятская роспись
Из названия искусства понятно, что зародилось оно на Вятской земле. И это действительно так, в древние времена в этой губернии многие предметы быта расписывались одинаково. Так, прялки, сундуки, шкафы, комоды, стулья и даже целые дома могли быть оформлены в стиле вятской росписи. Проблемой мастеров долгое время была печь, точнее, способ отопление избы. Когда еще не были придуманы дымоходы, вся сажа попадала в избу, тем самым расписывать какую-либо вещь не имело смысла. Через пару месяцев она в любом случае становилась черного цвета. Но с изобретением «белого» отопления вятская роспись по дереву стала востребована. Сама печь, красный угол, матицы и даже входные двери - все стали украшать. Историки до сих пор не знают точной даты, когда появилась вятская культура, но первые упоминания, найденные археологами, приходятся на IX-X века. В те времена, несмотря на то что происходит Крещение Руси, многие все еще верят в многобожие и в языческие обряды. Конечно, декоративная роспись по дереву появилась очень давно, но все же расцвет ее приходится на конец XIX столетия. В эти времена главным элементом в качестве домашнего оберега становится лев. Предки расписывали практически все предметы домашней утвари. Так как шкафов и комодов не существовало, хозяйки хранили все вещи семьи в сундуке. Чтобы предать предмету декоративный вид, его расписывали традиционным орнаментом. Однако роспись и орнаменты выполняли не только эстетическую функцию. Делалось это и для того, чтобы защитить дом и семью от нечисти. Конечно, в XIX веке уже вовсю процветало христианство, но все же русский человек продолжал верить в языческих богов. Издавна в Вятской губернии было принято изображать на предметах быта цветы, животных и геометрические формы. Например, ромбы, круги и квадраты пользовались большой популярностью, а треугольники и звезды практически не встречаются ни на какой посуде. При этом людей рисовали очень редко, это объясняется тем, что человек не видит потусторонний мир, а значит, и не может защитить от него семью и дом. Цветы не изображались по отдельности, а соединялись в красивые гирлянды или даже букеты. Ниже перечислены элементы, которые использовали мастера в росписи. Круг и ромб Из всех геометрических фигур именно эта чаще всего встречается на предметах декора. А все потому, что круг в древние времена имел сакральное значение - символизировал солнце. А мазки около него обозначают лучи. Тогда, если посмотреть на древние сундуки, возникает резонный вопрос: «Почему изображено несколько солнц сразу на одном предмете?» Оказывается, круги обозначают движение звезды по небу. То есть смена ночи и дня. Частым символом в культуре была геометрическая фигура ромб, она олицетворяла плодородие и достаток. Несмотря на то что каждый символ на изделии имеет свою роль, мастера иногда добавляли редкие фигуры. Так, не принято было рисовать звезды, но археологи находят посуду с изображением светил. Скорее всего, такие символы появились тогда, когда христианство уже прижилось на Руси. Вятский уткоконь Чаще всего древние славяне изображали только то, что видели своими глазами, это обусловлено тем, что никаких книг, а тем более телевизоров не существовало. Тем не менее такое существо, как уткоконь, появилось в вятской культуре. Этот зверь имеет мифологические корни, а олицетворял он такие качества, как богатство, плодородие и достаток. Утка и конь — это именно те животные, которые были в каждом хозяйстве. Скорее всего, именно поэтому люди объединили их для создания божественного образа. Парнокопытные характеризуют силу воли и упорство. А утка всегда олицетворяла материнство и заботу. Таким образом, вымышленный персонаж — это мама и папа в одном лице, то есть семья. Наряду с вымышленным животным древние художники любили изображать львов. Но здесь возникает вопрос: в Вятской губернии не существовало таких животных, как их тогда могли видеть мастера? Скорее всего, львы появились в те времена, когда были открыты торговые пути. И изображались они для того, чтобы защитить дом от злых духов. Птицы в вятской росписи также выступали в качестве защитников. Чаще всего они изображались схематично, в виде галочек. Но искусные мастера вырисовывали все детали, поэтому изображали таких птиц, как куры, утки, вороны и совы. Последние также олицетворяли спокойствие и мудрость. По поверью предков, совы всегда считались вестниками добрых новостей.Главными цветами в Вятском искусстве являются красный - как символ жизни - и белый, который обозначает чистоту первичного мира. А также в качестве дополнения выступают такие оттенки, как желтый, оранжевый, зеленый и черный. В древние времена не существовало кистей, поэтому для окрашивания сундуков использовали заячьи лапки. А для создания более мелких деталей инструмент подстригали либо наносили узор с помощью палочек. Также, если рассматривать археологические находки, можно заметить, что рисунок бывает полностью идентичен. Это достигалось с помощью специальных штампов. Древние мастера выбирали ровные палки с большим диаметром и на них создавали рисунок. Прежде чем расписывать сундук, на него наносили специальный клей. А пока он не застыл, нужно было покрыть фоновой краской изделие. Затем наносили еще один слой клея. И только после выполнения этих шагов можно было приступать непосредственно к росписи изделия. Сейчас технологии изменились, вместо клея используют специальную основу, а вместо заячьих лапок - кисти разного размера. Но оказывается, не только в этом есть отличия. Древние мастера использовали в своем арсенале только масляную краску. Это обуславливалось тем, что на тот момент средство было единственным, которое не боялось воды. На сегодняшний день для создания вятской росписи краски для росписи по дереву используют любые, в том числе и гуашь. А для того чтобы жидкость не испортила рисунок, конечное изделие покрывают лаком. Материал подготовила – Коваль Т.В. методист ОДПТ МБУК « Музей истории и ремесел Советского района» Источники: https://yandex.ru/turbo/schci.ru/s/vyatkaya_rospis.html https://fb.ru/article/444153/vyatskaya-rospis-istoriya-proishojdeniya-simvolika-foto
картинки и фото взяты с интернета. | |