Узоры русских росписей - Вологодская роспись
Роспись по дереву на Руси развивалась широко, с большим региональным охватом. Синтез культур и техник, некоторое влияние Запада и Востока, местный колорит приводили к тому, что промысел являл собой палитру самых разных работ. От произведений с четкой структурой и однотипной цветовой гаммой до сложных, многослойных изделий, которые изучают и художники, и культурологи. Роспись на Вологодчине интересна тем, что здесь сформировалось несколько ярких, самобытных школ. Жители разных районов региона – центральных и западных в особенности – практически в одно время стали декорировать утварь, предметы крестьянского быта, игрушки, посуду. Климатически Вологодчину можно назвать суровым краем: возможности жить и выживать, конечно, были, но нельзя назвать их самыми благоприятными, богатыми на урожайные ожидания и т.д. Люди закаляли выносливость, внутреннюю силу, и, как во все времена, искали самореализации в творчестве. Сначала это было примитивное украшательство, которое усложнялось и приобретало иное выражение. Богатый лесом край обусловил основной объект декорирования – дерево. Сперва зародилась художественная резьба, впоследствии народные умельцы взялись за роспись. Рисунок на предмет в народном искусстве наноситься мог двумя способами: графическим и мазковым. На севере, к которому относят и Вологодчину, господствовал графический способ. На предмет наносился четкий контур рисунка, он далее заполнялся двумя-тремя цветами. В работе художники применяли темперные краски. Мазковый способ пришел сюда только в 19 столетии. Вологодскую роспись в отличие от других северных промыслов можно назвать богатой на цветовое решение. Присуще ей и множество элементов в орнаменте, детализация узора, композиционная выверенность. Особую известность приобрела так называемая вологодская хохлома. Это голубая роспись по серебру, придуманная именно в Вологде. Но назвать это искусство древним, традиционным, нельзя. Расписывать деревянные изделия по серебру придумали практически наши современники: это случилось в 1976 году на предприятии «Надежда». Однако такой временной союз, комплекс всемирно известной хохломы, непривычного для нее фона и современных материалов стал своеобразным продолжателем старинных традиций. Новизна - это его отличительная черта. Родился он в конце XX века в современной мастерской. Художественное объединение «Надежда» сплотило местных мастеров-единомышленников. Они изучили и возродили некоторые виды Вологодских росписей и заинтересовались искусством мастеров города Семенова («Золотой Хохломой»). Воспроизводя их технологию изготовления изделий, они внесли некоторые изменения и получили очень интересный результат. В городе Семенове на поверхность изделия наносят слой «лудки» - раствора, имеющего в составе олово. Это придает предмету серебристый цвет. Далее наносится слой олифы, и изделие отправляют в печь. От высокой температуры происходит взаимодействие олова и олифы, и цвет поверхности превращается в золотой. По нему и ведется основная роспись. А северяне, отменив покрытие олифой, получили на выходе из печи серебряный, морозный, вологодский оттенок. Так рождаются новые изделия в мастерских народных промыслов Вологодской области. Опыт, накопленный мастерами, веками передавался из рук в руки. Таким образом, мы можем увидеть сегодня сохраненную технику росписи, как результат труда многих поколений. Преемственность традиций позволяет современным художникам работать в стиле, созданном века назад мастерами Вологодской области. Благодаря их мастерству самый обыкновенный предмет, расписанный красочным узором, превращается в праздничную, нарядную вещь, отражающую самобытность конкретной местности северного края. Но все вместе они носят название – «вологодские росписи». Материал подготовила – Коваль Т.В. методист ОДПТ МБУК « Музей истории и ремесел Советского района» Источники: FB.ru: https://fb.ru/article/447872/vologodskie-rospisi-narodnyie-promyislyi-vologodskoy-oblasti https://fb.ru/article/447872/vologodskie-rospisi-narodnyie-promyislyi-vologodskoy-oblasti картинки и фото взяты с интернета. | |