"Ремёсла Югры" - Вышивка нитками по ткани
Среди рукоделий народов севера, в частности ханты, видное место занимает вышивка нитками по ткани. Распространение южно-хантыйской вышивки совпадало с районами обильного произрастания крапивы. Вышивка бытовала в южных районах, на реках Иртыш, Салым, Демьянка и главным образом, Конде и ее притоках. Это обусловлено тем, что вышивали на крапивном холсте, который отличается способностью к отбеливанию и крепостью. Реже и в более поздних работах встречаются льняные и конопляные холсты. Иногда основа и уток тканей бывали из разных нитей: крапивных и конопляных. Но в любом случае, для вышивки предпочиталась ткань домашнего производства, причем особенное внимание уделялось правильности переплетения основы с утком, так как нити ткани служили канвой для вышивки. Северные народы не только достигли сравнительно высокой техники, но и создали ряд традиционных форм для изображения того из окружающей среды, что им казалось красивым и пригодным для украшения своей одежды. По одежде судили о достоинствах и о «красоте» женщины. Понятие «хорасым име» - «красивая женщина», означало прежде всего изящно одетую женщину. В одной из песен медвежьего праздника о достоинствах женщины говорится так: «Твоя мать в честь меня плясала, Со звенящим серебром она для меня плясала... В суконном кафтане, пушистом. Как белый мех, Она для меня плясала... В рубашке украшенной рисунками птиц, она для меня плясала... В платке, украшенном лесными зверьми, она для меня плясала...» Ныне, искусство вышивания по холсту цветными шерстяными нитями, к сожалению, утрачено. Последние реально бытовавшие образцы подобных изделий относятся к началу XX века. «Ежегодник Тобольского губернского музея» [Выпуск XIX, 1911 г.], в котором помещено исследование об истоках вышивания (тогда – остяцкой) вышивки, гласит: «В настоящее время искусство вышивания приходит в упадок и местами начинает исчезать совершенно. Отчасти это явление зависит от возрастающего все более и более распространения фабричных тканей между остяками, отчасти же происходит в силу общего понижения степени вкуса и трудолюбия...». В процессе исторического развития ремесло исчезло. В настоящее время коллекции вышитой одежды обских угров находятся в музеях г. Тобольска, г. Санкт-Петербурга, г. Будапешта (Венгрия) и г. Хельсинки (Финляндия). Одним из приоритетных направлений работы по возрождению утраченных технологий художественных ремесел стали крапивное ткачество и вышивка шерстяными нитями. Изучение архивных материалов, вышитых изделий, хранящихся в фондах позволило восстановить пять традиционных приемов вышивки. Первый прием считался самым старинным видом вышивания - «керем-ханч» - (от хант. – кередем - перевернуть, повернуть). Вышивается мелкими параллельными стежками, вплотную соприкасающимися друг к другу. Таким образом, получается непрерывная красная или синяя черта, т.к. для вышивания использовались два цвета нити. «Керем-ханч» - это двустороннее скорое шитье, напоминающее узорное ткачество. Вышитые полотна состоят из геометрических узоров, часто встречаются солярные знаки. В изделиях данный вид техники совмещается с другими видами. Второй прием «ханда-ханч» - остяцкая вышивка, узор. Первоначально черной или коричневой шерстяной нитью наносится контур мелкими параллельными стежками в виде ступенчатой или зигзагообразной линией. Часто вершины, полученных углов, украшают стежками, отходящими в сторону или завитками из нескольких стежков. На изнаночной стороне получается такой же рисунок как на лицевой стороне. Затем крупными параллельными стежками заполняют контур с лицевой стороны сплошь цветной шерстью. Цветовая гамма богатая. Применялись в этом виде вышивке все цвета, использующиеся в южнохантыйской вышивке, синий и черный, зеленый, красный, желтый. Мастерицы говорили, что «керем-ханч» шьется быстрее, чем «ханда-ханч». Чтобы полностью расшить рубаху техникой «ханда-ханч» нужно потратить на это «всю долгую зиму», а техникой «керем-ханч» можно вышить за один месяц. Третий прием «руть-ханч» - «русский узор» или вышивка квадратами. Этот прием напоминает «ханда-ханч», вышивается мелкими стежками одинаковой длины. Рисунок состоит из ряда мелких квадратиков, соприкасающихся концами диагоналей. Вершины углов заполняются завитками из нескольких стежков в сторону. Шерстяные нити употребляются красного, cинего, желтого и зеленого цвета. Данный прием вышивания встречается только на хантыйской одежде. Для декорирования используются орнаменты, состоящие из изобразительных элементов – деревьев и птиц. Четвертый прием - «севем-ханч» - плетеная вышивка. Выполняется мелкими крестиками. Крестики соприкасаются иногда одним концом, двумя или четырьмя. Особенностью данного вида вышивки является плотный узор, сплошь закрывающий фон. Для вышивания использовали все цвета шерстяных нитей. Орнаменты составляют изображения птиц и деревьев. Пятый прием - «ектемь-ханч» - собирать. Название свое получил оттого, что набирается сразу много нитей ткани на иглу. Напоминает этот прием вышивки «керем- ханч», но отличается применением более крупных стежков, вроде тех, что которые употребляют при заполнении контура вышивки «ханда-ханч». Узоры обско-угорской вышивки сложны и многообразны: зигзаг, квадрат, крестообразные и S-видные фигуры, комбинации из треугольников, звёздчатые розетки и др. Наиболее распространённый мотив — птицы и деревья. Считается, что они появились в обско-угорском орнаменте под влиянием старинных восточных тканей, другие узоры имеют параллели в орнаменте на андроноидной керамике эпохи поздней бронзы с территории Западной Сибири. Этим узорам соответствует и наиболее архаичная техника, а птицы и деревья вышивались главным образом в технике «мансийская вышивка.» и «хантыйская вышивка». Для них использовались нитки красного и синего цветов, для контура — чёрного или коричневого. Цветная гамма мансийской и хантыйской вышивки различается: манси предпочитали более тёмные тона. Вышивкой украшали как женскую, так и мужскую одежду. Особо выделяются женские рубахи, у которых вышивкой покрыт весь перед, а также большая часть поверхности рукава. Оформление других женских рубах было проще: вышивкой украшалась нагрудная часть и почти вся поверхность рукавов. Такие рубахи носили с юбкой. И в том, и в другом варианте рубах вышивкой покрыты плечи и верхняя часть спинки. В других упрощённых вариантах вышивка остаётся вокруг нагрудного разреза и в виде нескольких полос по рукавам. Вышивка использовалась также для украшения женской распашной одежды из холста и платков. По музейным коллекциям известны мансийские платки почти квадратной формы, сплошь покрытые вышивкой, а также так называемые татарские косынки, у которых вышивался только угол и места вдоль швов. Эти косынки бытовали и у ханты, и у манси. В мужском костюме вышивкой украшали штаны и рубахи: вышивка полностью покрывала штанины, а у рубах окаймляла нагрудный разрез, шла по линии плеча, по манжетам или низу рукавов и по подолу. Украшенная вышивкой холщовая одежда обских угров близка той, что бытовала у народов Среднего Поволжья и Прикамья. В конце ХIХ — начале ХХ в. она полностью вышла из употребления, сохранившись только в музейных коллекциях. Материал подготовила методист МБУК «Музей истории и ремесел Советского района»-Трухнова Н.А. | |